Найти в Дзене

Почему произведения Иеронима Босха собирали испанские короли XVI века? И чем его живопись так привлекает сегодня?

Оглавление

10 серия: «Страшный суд» Иеронима Босха

«Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий» — так святой Иоанн описывает последние дни мира. Праведники отправляются навсегда в рай, в то время как грешники, восставшие из могил, обречены на ад.

Наступление Судного дня — незабвенный сюжет христианского искусства. В Византии его изображали на западных стенах соборов и церквей, а в западном христианстве главным образом над порталами храмов. Мы можем не раз встретить этот сюжет в ренессансной живописи, и особенно у нидерландцев.

Перед вами триптих «Страшный суд», написанный Иеронимом Босхом в 1504 году. Здесь один из самых загадочных живописцев в истории западного искусства проявляет своё воображение невероятнейшим образом.

«Страшный суд» Иероним Босх 1504 год
«Страшный суд» Иероним Босх 1504 год

В основе триптиха представлена адская кара. На левой створке изображен первородный грех Адама и Евы, на центральном панно и правой створке — тёмная преисподняя с красными огнями.

Почему полыхающие огни и адские муки занимают почти всё пространство триптиха? Это интересный вопрос. Ведь обычно композиция Страшного суда состоит из 2-х частей: в центре Христос, который судит, справа от него праведники шествуют в некое прекрасное здание с райским светом, в то время как слева от Христа грешники отправляются в ад. Так, к примеру, изобразил Судный день немецкий живописец Штефан Лохнер:

«Страшный суд» Штефан Лохнер около 1435 года
«Страшный суд» Штефан Лохнер около 1435 года

Что делает Босх? Босх вообще не показывает райского блаженства. Праведников нет. Есть ад на весь мир. Только вверху сидит Христос на радуге, и трубят ангелы страшного суда.

А дальше только адское наказание.

Центральная часть триптиха
Центральная часть триптиха

Всё человечество греховно, и на Страшном суде никому нет прощения — совершенно очевидно, что именно такова основная мысль Босха.

Правая часть триптиха
Правая часть триптиха

Художник показывает рай только для того, чтобы напомнить о том, что утеряно навсегда.

Левая часть триптиха
Левая часть триптиха

Неслучайно произведения Иеронима Босха собирали испанские короли XVI века. В частности знаменитый Филипп II, у него была наибольшая коллекция. Он приобретал эти картины и вешал в своём дворце не затем, чтобы развлекаться зрелищем адских мук, а затем, чтобы они были вечным напоминанием о греховности и призывом к покаянию.

А для нас они уже больше развлечение. Что делать, времена изменились. И поэтому мы с особым любопытством прослеживаем все детали этого нарисованного Босхом ада и поражаемся игре его фантазии, восхищаясь живописью гениального художника. И как это ни парадоксально звучит — картины Босха прекрасны. А каждый кусок его ужасов — это вместе с тем превосходный кусок живописи.

9 серия⬅️|быстрое переключение|➡️11 серия