10 серия: «Страшный суд» Иеронима Босха
«Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий» — так святой Иоанн описывает последние дни мира. Праведники отправляются навсегда в рай, в то время как грешники, восставшие из могил, обречены на ад.
Наступление Судного дня — незабвенный сюжет христианского искусства. В Византии его изображали на западных стенах соборов и церквей, а в западном христианстве главным образом над порталами храмов. Мы можем не раз встретить этот сюжет в ренессансной живописи, и особенно у нидерландцев.
Перед вами триптих «Страшный суд», написанный Иеронимом Босхом в 1504 году. Здесь один из самых загадочных живописцев в истории западного искусства проявляет своё воображение невероятнейшим образом.
В основе триптиха представлена адская кара. На левой створке изображен первородный грех Адама и Евы, на центральном панно и правой створке — тёмная преисподняя с красными огнями.
Почему полыхающие огни и адские муки занимают почти всё пространство триптиха? Это интересный вопрос. Ведь обычно композиция Страшного суда состоит из 2-х частей: в центре Христос, который судит, справа от него праведники шествуют в некое прекрасное здание с райским светом, в то время как слева от Христа грешники отправляются в ад. Так, к примеру, изобразил Судный день немецкий живописец Штефан Лохнер:
Что делает Босх? Босх вообще не показывает райского блаженства. Праведников нет. Есть ад на весь мир. Только вверху сидит Христос на радуге, и трубят ангелы страшного суда.
А дальше только адское наказание.
Всё человечество греховно, и на Страшном суде никому нет прощения — совершенно очевидно, что именно такова основная мысль Босха.
Художник показывает рай только для того, чтобы напомнить о том, что утеряно навсегда.
Неслучайно произведения Иеронима Босха собирали испанские короли XVI века. В частности знаменитый Филипп II, у него была наибольшая коллекция. Он приобретал эти картины и вешал в своём дворце не затем, чтобы развлекаться зрелищем адских мук, а затем, чтобы они были вечным напоминанием о греховности и призывом к покаянию.
А для нас они уже больше развлечение. Что делать, времена изменились. И поэтому мы с особым любопытством прослеживаем все детали этого нарисованного Босхом ада и поражаемся игре его фантазии, восхищаясь живописью гениального художника. И как это ни парадоксально звучит — картины Босха прекрасны. А каждый кусок его ужасов — это вместе с тем превосходный кусок живописи.