Найти тему

Герои, романтики и фанатики

Когда говорят «не сотвори себе кумира», то подразумевают две вещи:

Первое: как говорят в народе:

«Мы сами с усами».

По поводу преимуществ растительности на лице – мнения сильно расходятся. Если же подразумевать под «усами» то, что «человек знает, что ему делать», то – да, есть, такое. «Подсознание может все»[1].

Мода на усы и бороды возвращается. «Барбер шопы» стали активно вытеснять просто «парикмахерские». Является ли это иносказательным, то есть – подсознательным намёком на то, что уровень самосознания человека растет? May be, may be…

Второе: кумиры бывают разные. Прислушиваясь к «властителям умов и сердец» – стоит иметь в виду, что далеко не все кумиры, как бы это сказать помягче, – не вполне себе нормальные люди. В том смысле «нормальные», как это понимается примерно 70% населения, которые составляют среднюю часть кривой нормального распределения Гаусса. Общепринятое название этого распределения как раз и говорит о том, что в его центре находятся вполне себе нормальные люди.

Сенека сказал:

«Не было ещё гения без некоторой доли безумия».

И потом добавил:

«Напрасно благоразумный стучится в двери поэзии, только тронутый ум, дух, который вне себя, может создать что‑нибудь необыкновенное».

С Сенекой соглашается Эйнштейн:

«Я слишком сумасшедший, чтобы не быть гением».

Еще примеры?

Почитайте книжку Ирвина Ялома «Когда Ницше плакал». Иногда кажется, что текст Ялома – своеобразный анамнез. Анамнез в медицине – это история болезни. Ницше с молодости страдал шизоидным расстройством личности, перешедшим впоследствии в параноидальную шизофрению с исходом в слабоумие.

«Когда разум страдает, тело кричит», – говорит епископ дону Корлеоне в кинофильме «Крестный отец – 3». По сценарию фильма дон Корлеоне мучается недугами тела, а епископу предстояло стать Римский папой–реформатором, которого отравят недоброжелатели.

Тело Ницше страдало. Когда читаешь Ялома, становится очень жаль философа, который скончался в психиатрической лечебнице в Веймаре.

Наш национальный гений Гоголь – отличался литературной гениальностью и странностями в бытовой жизни. Он спал только сидя, впадал в состояния длительного оцепенения, опасаясь, чтобы его не приняли за мертвого. Считается, что Гоголя всю жизнь терзал маниакально‑депрессивный психоз.

Еще?

Юлий Цезарь боялся грома и молнии, и постоянно носил с собой тюленью шкуру, которая, как он считал, должна была защитить его от небесного светопреставления.

Сократ вёл долгие беседы со своим невидимым «гением». Некоторые современники считали его свихнувшимся чудаком.

Руссо писал письма лично богу. Он относил их в церковь, клал под алтарь и ждал ответа. Так как ответа не было, Руссо делал вывод, что бога нет.

Композитора Шумана одолевали кошмары. Ему казалось, что домашняя мебель превращается в чудовищ.

Оноре де Бальзак снимал шляпу, когда говорил о себе, поясняя, что таким образом он выражал уважение «великому человеку», – то есть самому себе.

И так далее. Список можно продолжать ещё долго.

Понятно, что сами кумиры представляются себе вполне нормальными людьми. Или даже – более хорошими, правильными, активными, умными, просветленными и так далее, – чем, так называемая «масса».

Большевики очень любили это слово – «масса», «массы»:

«Массы поднялись на борьбу… Массе надо то‑то… Воля масс…»

Что стало с делом проповедников теории масс, мы знаем. Когда пыль классовых битв улеглась, на свет появилось крылатое выражение:

«Революцию придумывают гении, осуществляют герои, а пользуются результатами – проходимцы».

Эти слова в разных вариациях приписывают разным авторам: Бисмарку, британскому философу Карлейлю… «У победы всегда много отцов».

Удачные мысли рождаются, как правило, сразу во многих головах и потом рикошетом скачут по временам, эпохам, страницам и застольным речам.

Некоторые слова этого трехчлена (гении – герои – все остальные) подвергаются заменам.

«Гениев» иногда заменяют на «романтиков» и говорят:

«Революции придумывают романтики».

Разве гении не романтики?

«Героев» заменяют на «фанатиков» или опять же – на «романтиков».

От «романтика» – всего один шаг до «поэта». Что происходит с душевной организацией поэтов сказано чуть выше по тексту.

Эти замены и подмены понятий показывают, что в человеческом сознании выстраивается такой «понятийный ряд»: герой – романтик – фанатик.

Возникает вопрос: меняется ли сумма при перестановке мест слагаемых и их контекстуальной замене? Подразумевая под «суммой» результат, к которому «герой – романтик – фанатик – поэт» стремится.

Если говорить о грубой физической форме, то тут все ясно. Прах к праху. Memento mori и все такое.

Если говорить о душевной организации, то появляется выбор. Вы смело можете примерить на себя одну из возможных ролей, помня при этом о технике безопасности.

Что это значит? Это значит то, что уже давно известно. Техника безопасности при выборе жизненного маршрута формулируется известной фразой:

«Каждый сходит с ума по‑своему». Найдите свой путь, но без фанатизма. Не сходит с ума. Всё к лучшему, и время всё расставит на свои места.

Не сотвори себе кумира!
Не сотвори себе кумира!

[1] Джон Кехо, книга «Подсознание может все!»