Сейчас крайне малоизвестен один дворец, который в своё время должен был стать главным украшением ожерелья из царских резиденций вокруг Петербурга. «Все мои загородные дворцы - только хижины в сравнении с Пеллой», - писала про него Екатерина II. Дворец в Пелле должен был быть символом величия и могущества России конца 18 века и восславить эпоху Екатерины. Но долго просуществовать ему не удалось, даже изображений этого фантастического ансамбля не сохранилось. Сегодня постараемся, опираясь на воспоминания и описания, восстановить то, каким был дворец и почему его история была такой недолгой.
7 ноября 1784 года Екатерина II пробрела у наследников дипломата Неплюева имение на левом берегу Невы возле Ивановских порогов. До этого усадьба принадлежала известному петербургскому меломану Мартынову, но он якобы проиграл все в карты.
Ещё на шведских картах это место было обозначено как «Pallila», что можно перевести как «мягкая, рыхлая земля». Другая версия названия связана с древним названием сельскохозяйственной культуры финнов - льном. Императрица воспользовалась старинным наименованием, трансформировав его в Пеллу – так называлась столица древней Македонии, родина Александра Македонского. Екатерина была женщиной продуманной и особенно часто совершала действия с потайным смыслом, конкретно это должно было навевать мысли о духовном родстве Российской империи с державой великого завоевателя. Наверное, не последнюю роль сыграло и то, что любимого внука Екатерины звали Александром, а сама Екатерина долгое время хотела осуществить Греческий проект и восстановить Константинополь. Так что постройка дворца под название Пелла могло стать репетицией перед последующими действиями императрицы. К слову, этот дворец изначально планировался как подарок для Александра.
Хотя не могу не упомянуть о версии, что имя Пелла появилось еще при Петре I в память об одном из проливов Ладожского озера.
Местность была крайне живописная – Нева в этом месте круто изгибается и достигает ширины километра. Екатерина писала, что, стоя на изгибе Невы, она видит, как в реку впадает другая - Тосна, а позже дополняла: «От порогов до устья Тосны материк образует большой полумесяц, в середине которого находится Пелла». Живописный вид чувствуется даже в этой паре строк. Во время строительства Екатерина нередко жила в бывшем деревянном доме предыдущего владельца, которое, по ее мнению, «было скорей огромно, чем красиво», но оттуда открывался потрясающий вид на водную поверхность.
Проектные материалы по дворцовому ансамблю в Пелле не найдены до сегодняшнего дня, есть лишь несколько архивных документов и рисунков. Известно, что постройку дворца осуществляли по чертежам архитектора Ивана Старова, утвержденным в 1785 году. Это должна была быть крупнейшая императорская резиденция во всей стране.
По свидетельствам современников, дворец состоял из нескольких отдельно стоящих строений и павильонов, в одном из которых жила государыня, а в других помещался ее двор. Между ними находился огромный дворцовый комплекс, создаваемый с огромным размахом. Все прочие помещения - кухни, оранжереи и т.д. - были соединены галереями, арками и колоннадами. При въезде создавалось ощущение, что это все-одно большое здание. На самом же деле все пространство было разделено на Большой дворец, Малый дворец, часовню, кавалерийские корпуса, конюшни, галереи и почтовый двор. Каждое из сооружений, входивших в дворцовый ансамбль, имело определенное назначение, и правила строго соблюдались: парадные помещения были отделены от помещений, предназначенных для частной жизни. К пристани должны были построить широкую каменную лестницу.
Ансамбль Пеллы мыслился Екатериной как единое целое с обширным пейзажным парком. И если сам дворец превосходил Царскосельский и другие резиденции, то можно себе представить, какие грандиозные задачи стояли перед устроителями парка. Во всяком случае, можно уверенно сказать, что в парке планировалось разместить обелиски в память победы над турками и беломраморные колонны, проекты которых должен был осуществить Кваренги.
Из-за войны с Турцией планы быстро въехать в новый дворец не осуществились, и в 1789 году Екатерина повелела строительство «до удобнейшего времени остановить», а «людей более при том строении не нужных отпустить». Оставили только стражу для присмотра за материалами и «соблюдения в исправности зданий». Судя по всему, к этому моменту были построены стены и покрыты крышами дворцовые корпуса, кухни и галереи, а истрачено было больше 800 тысяч рублей. Позже пытались вернуться к продолжению строительства, но до конца осуществить начатое уже не получилось.
Есть предание, что именно в пелльском дворце осуществилось бракосочетание Екатерины с Потёмкиным. Но это, скорее всего, именно предание. Фактом было лишь то, что почти напротив Пеллы, на правом берегу Невы, для князя Потёмкина был построен дворец «Островки».
Век дворца в Пелле был недолог. При Павле I все это разобрали, а строительный материал использовали для возведения Михайловского замка и Казанского собора. Случайно уцелела лишь одна колоннада с башенкой, бывшая конюшней или птичьим двором.
Развалины замка с тех пор овеяны суевериями. Говорят, что среди деревьев мелькает призрак молодой женщины с ребёнком на руках, слышатся стоны и крики, а по ночам на вершине башни появляется убитый горем старик. Старожилы уверяют, что здесь когда-то томилась княжна Тараканова с младенцем.
В 1910-е годы, во время земляных работ, на месте дворца нашли кладку фундаментов зданий, строительный мусор, детали архитектурных украшений.
Современный вид местности ничем не намекает, что раньше здесь был огромный дворцово-парковый комплекс. На месте парка находится город Отрадное, непосредственно на месте дворца – судостроительный завод «Пелла». И именно название остается единственным указанием на то, что хотела здесь видеть Екатерина.