1. Ассистентка (La tourneuse de pages) 2006
История девочки Мелони. Она дочь мясника, но в детстве у нее был талант и способности к игре на пианино. На важном вступительном экзамене все было провалено из-за небрежной ситуации, связанной с одной женщиной — председательницей жюри. После провала Мелони закрыла для себя мир музыки и вернулась к обычной жизни, но обида и злость крепко засели в ее сердце, и через несколько лет она решила отомстить...
Провокационный триллер французского режиссера Денни Деркура. Фильм смотрится в холодном оцепенении, ожидании чего-то зловещего и ужасного. Однако не ищите здесь грубости, насилия, моря крови. Наоборот, в каком-то смысле это очень чистый фильм. Месть здесь говорит не воплями, не криками, не нервными срывами, не множеством трупов, а жестами, взглядами, интонацией. И это во сто крат страшнее. Слоган фильма "Месть - это блюдо, которое нужно преподавать холодным". Опасная история, полная коварства, хитрости и жестокости. Итог: любопытное, откровенное кино о жестокости и расчетливости.
2. Леденец (Hardcandy) 2005
Действие закручивается вокруг Хэйли и фотографа Джеффа (Патрик Уилсон), который годится в отцы девочке. По началу они общались в интернете, но однажды решили встретиться воочию. Думаю, что Джефф триста раз пожалел о своём решении. А всё дело в том, что Хэйли целиком и полностью убеждена, что фотограф - педофил и, возможно, убил свою модель, которая, как Вы понимаете, не достигла совершеннолетия. Желая раскрыть потаённые уголки сознания и желаний, Хэйли прибегает к таким изощрённым методам, что даже самые искусные и прожжённые пыточники нервно стоят в сторонке. Рассказывать о всех событиях, что происходят в 'Леденце' нет смысла, но заранее хочется предупредить людей особо впечатлительных, что к просмотру 'Леденца' необходимо подходить крайне осторожно, а то фильм по некоторым стандартам даже под характер ужасов попадает.
'Леденец' также отличается тем, что львиная доля действия происходит в одной локации - квартире Джеффа и лишь иногда меняются комнаты. Действующих лица лишь два, то есть, как Вы догадались, только Хэйли и Джефф, остальные в кадре постольку-поскольку. И очень многое в 'Леденце' построено на диалогах. Особо устрашающими же являются слова девочки. Честно говоря, по поводу её же психологического состояния есть немало вопросов, а то ей бы цены не было где-то в застенках концлагерей. Действительно это страшно, а если ещё это всё было и в самом деле... Но всё-таки немного смущает то, что девочка уверенно доказывает свою правоту, ни в коем случае не допускает мысли о том, что она допускает ошибку при допросе Джеффа и иногда лично я себя ловил на том, что мне жаль фотографа, однако, тут же одёргивал себя - а что, если он на самом деле педофил и убийца... В общем, противоречивых чувств от просмотра 'Леденца' я получил сполна.
3. Тельма (Thelma) 2017
Норвежские леса, застывшее озеро. Отец, дочь и олень под прицелом. Секунда и ружьё медленно движется к виску девочки… Тихо.
Тельма выросла. Перед нами девушка особенной, не яркой и статной, а скорее какой-то меланхоличной красоты. Она впервые в Осло. Впервые живет одна, первые допросы (исповеди?) родителей, первые знакомства, первые занятия в университете. Тихо.
«Очень тихий фильм» — говорю я подруге на ухо. И, кажется, меня слышал весь кинозал — такая тишина висела в воздухе. Но не спокойная и мягкая, а та, что бывает перед грозой. Заряженная тишина.
Первый выстрел прозвучал в библиотеке: знакомство с Аней. Удивительные глаза – чёрные, но теплые, милое, открытое лицо, прекрасное тело. Улыбается уверенно с фоток на Facebook, увлеченно обращается к Тельме, смотрит с интересом прямо в глаза.
Первый бокал вина, первая затяжка никотина, первый поцелуй – вот и второй выстрел. И он вполне может стать убийственным для Тельмы, ведь она выросла в очень религиозной семье. Вот только родители отнюдь не похожи на ярых фанатиков Иисуса… Может у них были причины наполнить жизнь дочери Богом и молитвой больше, чем родительской теплотой и любовью? «Господь, избавь меня от этих мыслей» — повторяет она сама себе. Но мысли – не наши слуги, а желания – не рабы. Зачастую всё с точностью наоборот.
Нарастающий, словно крещендо, внутренний конфликт Тельмы, внешне проявляется в непонятно откуда взявшейся эпилепсии. Будто само её тело отвергает эти «грязные» мысли, наказывая загадочными припадками. Болезнь, которая не имеет никакого физического обоснования и не поддаётся исследованию, приводит к ужасающим догадкам о ведьминской сущности, проклятии, демонах и еще Бог весть о чём…
4. Иррациональный человек (Irrational Man) 2015
Профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла. Герой давно находится в экзистенциальном кризисе: по его словам, он не может писать, не может дышать и не знает, ради чего стоит жить.
На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Постепенно между героями возникает романтическая связь, но их отношения не превращаются в банальную интрижку между учителем и студенткой.
Всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально. Для Эйба открывается дорога к избавлению от затяжной депрессии. Однако проходит время, и Джилл догадывается, что его жизнерадостность может иметь дурные последствия.
5. Кибер-террор (Cyberbully) 2015
В 2010 году семиклассница из Канады, которая как и любая девочка-подросток искала чистой любви, внимания противоположного пола и лекарства от комплексов и неуверенности в себе, неизбежно преследующих юных особ, познакомилась в Интернете с замечательным молодым человеком, восторгавшимся ее внешностью, и после года общения показалась ему в веб-камере в обнаженном виде, но вместо развития отношений столкнулась с шантажом - загадочный незнакомец по ту сторону экрана требовал продолжения шоу в обмен на заверения, что фотографии этой юной девочки топлесс не будут обнародованы в сети. Однако, сделка не была совершена и компрометирующие снимки школьницы оказались всеобщим достоянием, в результате чего девочка на протяжении последующих двух лет сталкивалась с постоянными издевательствами, а иногда даже физическим насилием со стороны сверстников, что преследовало ее сколько бы школ она не поменяла и привело к тому, что в возрасте пятнадцати лет жительница Канады Аманда Тодд покончила с собой. Ее история лишь одна из многих подобных трагедий, приключившихся в последние годы - если десять лет назад свидетелями травли по отношению к подросткам становился класс из тридцати человек или даже школа из восьмиста, то теперь аудитория людей, наслаждающихся идеей морального унижения слабых и беззащитных, расширилась до целого мира, и ты можешь сменить город или даже страну, но твой позор всегда найдет тебя. Одной из немногих попыток рассказать зрителю о новом феномене кибер-буллинга (террора) стал фильм 'Кибер-террор', снятый английским телеканалом E4, подарившим вам множество историй о юных умах и сердцах - от реалистичных, но сумасбродных 'Молокососов' и фантастических 'Отбросов', до меланхоличного 'Клея'.
Боль, порождаемая издевательствами в школе, всегда была любимой темой в кинематографе, и существует огромное количество картин, адекватно отразивших проблему, но тем не менее очень немногие из них рассказывают о том, что буллинг гораздо более сложная и многогранная вещь, чем кажется на первый взгляд. Вспомните абсурдный, но абсолютно адекватный по отношению к реальности 'Добро пожаловать в кукольный дом' - в этом фильме главные герои и переживали издевательства и устраивали травлю сами, и именно об этом пытается рассказать зрителю картина 'Кибер-террор', сообщающая о том, что жестокому обращению подвергаются не только те талантливые, скромные, не популярные и не уверенные в себе дети, которых мы обычно видим в классических фильмах об издевательствах в школе, но еще и полные им противоположности, те, что не бояться заявить о себе и пытаются быть яркими. Так же как молодежь уверена, что некоторые категории их ровесников были рождены, чтобы всю жизнь быть мишенями и не более того, так же существует и убежденность в том, что популярных и успешных детей можно изводить сколько угодно - раз уж они хотят, чтобы их заметили, то они должны быть готовы получать негативное внимание, в том числе и анонимные сообщения в интернете в стиле 'покончи с собой'. Вы начинаете смотреть 'Кибер-террор', думая, что ясно представляете к какой стороне проблемы относится главная героиня, но как только вы начинаете действительно сочувствовать ей, приходит понимание того, что феномен кибер-буллинга, да и классической травли в принципе, гораздо сложнее, чем кажется, и в его создании принимает участие практически каждый, кто обучается в школе, а для его устранения каждому из нас, что ребенку, что взрослому необходимо посмотреть внутрь себя и спросить не стал ли он сам задирой, даже не заметив этого.
6. Платформа (El hoyo) 2019
Горен соглашается на участие в некоем эксперименте и вскоре приходит в себя в почти пустой комнате уровня 48, где имеются большие прямоугольные отверстия в полу и потолке. На каждом уровне находятся два человека, а сколько всего уровней — неизвестно. Этажи связывает общий колодец, по которому раз в день опускается платформа с едой, и чем ниже находятся люди, тем меньше у них шансов поесть. Каждый месяц происходит рокировка, и обитатели верхних уровней могут оказаться в самом низу, и наоборот. Поскольку разрешалось взять с собой один предмет, Горен выбрал томик «Дон Кихота», а его сосед прихватил большой самозатачивающийся нож.
7. Доверие (Trust) 2010
Жизнь Кэмеронов удалась – подрастают чудесные дочки, карьера отца семейства идет в гору, дом оснащен по последнему слову техники. Они привыкли спокойно спать по ночам, потому что уверены – беде не проникнуть в их крепость. И когда их 14-летняя дочь Энни знакомится через Интернет с юношей по имени Чарли, они не придают особого значения возникающей между ними влюбленности.
Иллюзии виртуального мира рассеиваются, когда в реальности 16-летний Чарли оказывается 40-летним серийным маньяком. Изнасилование становится испытанием для всей семьи. Отец Энни хочет отомстить за дочь, но неожиданного для себя обнаруживает, что он сам не намного лучше маньяка…
8. Бассейн (Swimming Pool) 2002
Фильм начинается без намека на какой-либо конфликт или загадку — чопорная англичанка Сара Мортон приезжает в поместье, принадлежащее издателю. По натуре Сара — интроверт: она не любит общаться даже с поклонниками своего таланта. Так же Сара – писательница, ей необходимы тишина и уединение, ведь в планах у нее грандиозный роман, очередной бестселлер. У героини не так много времени, поэтому по приезде она с головой погружается в работу и даже успевает написать первые страницы нового романа.
В ее безмятежное существование вихрем врывается дочь издателя Жюли, приехавшая отдохнуть на папину виллу. Дни Сары превращаются в настоящий ад. Жюли оказывается невероятной болтушкой, не отстающей от писательницы ни на минуту, да к тому же еще и довольно ветреной особой, приводящей каждую ночь к себе в комнату нового поклонника. Но у писательницы есть свой секрет. Она в тайне наблюдает за девушкой и заинтересовывается ей так, что уже хочет писать о ней.
Кто знает, чем закончилась бы эта история, если бы не кровавая трагедия, обрушившаяся на героев. Что же случилось в поместье издателя, можно узнать, посмотрев фильм. «Бассейн» — это удовольствие для любителей тонкого психологизма и психологического триллера как жанра.
9. Белая птица в метели (White Bird in a Blizzard) 2014
Одной из показательных работ, характеризующих стиль Грегга Араки, является лента «Нигде» 1997 года. В ней режиссер показал бурлящую жизнь молодежи в жутком сюрреалистическом обрамлении, отражающем безумие и опасность «юного» пути. В новой работе «Белая птица в метели» Араки вновь обращается к теме сложного периода взросления, используя иррациональные мотивы в облике странных снов главной героини. Но теперь режиссер ставит в противовес молодежного бытия зрелую трагедию гибели брака, когда чувства немолодых супругов замерзают до нерастопляемой ледяной глыбы…
Мы смотрим на окружающий мир глазами 17-летней Кэт, познающей мир интимных отношений и параллельно наблюдающей брачную войну собственных родителей, уже с трудом уживающихся под одной крышей. В один ужасный день Ева – мама Кэт, таинственно исчезает, а отец впадает в страдальческий ступор. Поиски не приносят успеха, но жизнь продолжается, и девушка все меньше думает о маме, видя ее лишь в причудливых сновидениях, где мать замерзает в метели…
Араки снимает жесткую, тяжелую и циничную, но по-своему трогательную семейную драму, где радости и горести «нежного возраста», у которого еще все впереди, соседствует с глубоким зрелым разочарованием в браке и в вере в счастье. Юная героиня экспериментирует в сексе и в отношениях, но то же самое делают и ее родители, погружаясь в омут истерики и злобы, из которого уже не выплыть…
История содержит детективно-триллерный элемент, заключающейся в разнообразных предположениях – куда же пропала Ева, венчающийся жестокой развязкой, но главное здесь не финал, а атмосфера щемящей пустоты, в которой пребывают покинутая дочь и брошенный муж. Кажется, что Кэт живет полной жизнью – тусит, трахается, учится, но реально в ее душе так и не утихает боль потери, и ледяные сны о блуждающей в метели обнаженной матери закончатся лишь тогда, когда откроется тайна ее исчезновения. А безутешный муж и отец Брок успокоится лишь тогда, когда найдет силы открыть миру истинные отношения с исчезнувшей женой, без прогнившей ширмы счастья и любви…
10. Уна (Una) 2016
Камерный, лаконичный, напряженный фильм. Экранизация знаменитой пьесы шотландского драматурга Дэвида Харруэра «Черный дрозд». Он и она... Всё внимание мощным пучком на их общей, одной на двоих драматической ситуации. Напряжение держится за счет амбивалентности каждого из них. Напряжение держится за счет неоднозначной ситуации, в которой они оказались. И еще напряжение держится за счет того, что Уна и Рэй в основной истории почти никогда не остаются наедине. Все время кто-то вторгается в их пространство. И этот режиссерский ход не только для того, чтобы держать ритм, здесь более глубокий посыл. Он и она... Кто же главный персонаж?
Она, конечно, она! Сильная, яркая личность и в основной линии, и в линии флэш-бэка, когда ей тринадцать, вспоминается юная Суламифь. Уна (Руни Мара потрясающе пронзительна) - центр истории, её действующая сила, ее причина и ее следствие. И это свежий взгляд. Хотя, конечно же, намеки на это были еще у Набокова. Но так же как «Лунный свет» не история про то, как мальчики становятся геями, так же и «Уна» далеко не про то, что может показаться на первый взгляд. А как раз наоборот. Для меня фильм про то, что обычно мы называем любовью, но как только случай выходит за рамки нашей гребёнки, мы уже готовы ставить клеймо. И как человек может потеряться в этих гребенках и клеймах и проглядеть истину. Про любовь горькую, неудобную, неловкую, постыдную, не прижившуюся в сегодняшнем обществе, оттого нелепо разбившуюся, глубоко ранившую и искорежившую жизнь, но все же искупившую саму себя. И про одиночество, когда не вписался в поток, один на один со своей неоднозначностью растерянно хватаешь воздух, как выброшенная на берег рыба. Этот фильм называют самой скандальной картиной года. Не вижу здесь скандала, вижу здесь глубокую драму двоих людей.