Найти тему
Данные для бизнеса

Как работать с адресами, чтобы больше заработать и гарантированно доставить товары

Кажется, что с адресами работать просто: спросил у человека адрес → сохранил в базу → отправил товар → получил деньги. А на деле люди бросают адресные формы, в базе теряются важные части адресов, а курьеры привозят заказы в другие регионы.

В статье расскажем, как сохранять адреса в базу, чтобы не запутать курьеров, и как сократить адресные формы, чтобы повысить конверсию. Мы собрали материалы, которые выпускали по этим темам, за последние пять лет.

Хранить номер дома как строку, а не число

Представьте улицу, на которой стоят 36 домов.

Если новые здания достраивают в конце улицы — после 36-го дома — то продолжают нумерацию: 37, 38. Если в начале — перед первым домом — начинают новую улицу. Иначе дом 37 стоял бы рядом с домом 1, а это нелогично.

В городе Электросталь Московской области дома как раз достраивали в начале проспекта Ленина. Однако новую улицу решили не делать. Вместо этого продлили проспект, а к номерам новых домов приписали цифру 0: 01, 02, 03. Теперь «Электросталь пр-т Ленина 4» и «Электросталь пр-т Ленина 04» — два разных адреса.

-2

Мы советуем хранить номер дома в базе как строку. В ячейке с типом «число» лидирующий ноль пропадет: дом с номером «04» станет домом «4». Из-за этого курьер запросто доставит заказ по неверному адресу.

Для адреса хранить почтовый индекс объекта

Иногда несколько топографических объектов называют одинаково. Единственный способ их различить — посмотреть на почтовый индекс.

Например, в Устьянском районе Архангельской области пять раз встречаются деревни Бережная — только индексы у них разные.

А в Москве — две улицы 8 марта с разными индексами:

-3

Поэтому мы советуем сохранять в базе почтовый индекс. Так курьер наверняка доставит заказ.

Архангельская обл., Устьянский р-н, д. Бережная

По такому адресу карты покажут три деревни. Курьер не поймет, в какую ехать.

165223, Архангельская обл., Устьянский р-н, д. Бережная

С индексом карты покажут только нужную деревню, и курьер доставит товар.

А еще полезно сохранять в базе части «улица», «бульвар», «площадь», «набережная», «проспект». Они помогут различить похожие адреса, если индекса не будет.

Москва, Нагатинская 10

В Москве есть Нагатинская набережная и Нагатинская улица. Курьер не поймет, куда ехать.

Москва, Нагатинская наб. 10

Курьер сразу поедет на набережную.

Автоматически определять индекс по введенному адресу

Люди часто забывают и путают цифры в индексах. Если интернет-магазин отправит заказ по неправильному индексу, посылка уйдет в другой регион или район. Клиент пройдет через бюрократические муки, и заказ доставят спустя недели. Но за это время человек обозлится на магазин, а то и вовсе останется без подарка на день рождения.

Чтобы не дать человеку ошибиться, полезно определять индекс автоматически по введенному адресу. Так почта доставит товар без проблем.

«Озон» заполняет индекс за пользователя и не дает ошибиться
«Озон» заполняет индекс за пользователя и не дает ошибиться

Сохранять адрес, даже если в нем нет улицы или номера дома

В России существуют адреса без улицы или дома. И не просто существуют — их много.

В адресе «Московская обл., д. Каменки, д. 61» нет улицы. Тем не менее это легитимный адрес:

-5

В адресе «Звенигород, Супонево, корп 1» есть только корпус без номера дома. Но адрес верный:

-6

Разрешите сохранять в базу адреса без улицы или номера дома, если указан корпус или строение. Иначе при проверке на пустые значения такие адреса легко потерять: алгоритм посчитает, что адрес без улицы не существует.

А вот такую форму человек с адресом без улицы вовсе не заполнит никогда
А вот такую форму человек с адресом без улицы вовсе не заполнит никогда

Разрешать пользователям вводить адрес вручную

Заботливые магазины и курьерские службы подключают к форме заказа адресные подсказки.

 Без  подсказок клиенты путают индексы, ошибаются в названиях улиц и вместо  гордого «Нижний Новгород» оставляют вялое «НН». С подсказками же все  быстро, без ошибок и в одном формате
Без подсказок клиенты путают индексы, ошибаются в названиях улиц и вместо гордого «Нижний Новгород» оставляют вялое «НН». С подсказками же все быстро, без ошибок и в одном формате

Подсказки берут адреса из справочников. И в каждом из этих источников отсутствуют некоторые адреса. С этим ничего не поделать, Россия слишком большая. Адреса теряют даже в самом полном справочнике из общедоступных — официальном ФИАС. Там часто пропадают дома, а иногда и целые улицы.

Например, в ФИАС нет дома 5А стр. 1 на Березовой аллее в Москве. Такой дом при этом существует.

Порой интернет-магазины, например, запрещают вводить адреса, отсутствующие в эталонном справочнике. В результате магазин лишает часть клиентов возможности сделать заказ.

Чтобы не упустить деньги, важно разрешить пользователям ввести любой адрес руками. В этой ситуации круто делают «ЮMoney». Ребята подсказывают адрес, но в крайнем случае разрешают ввести его вручную:

1. Разрешить пользователям ввести любой адрес руками. В этой ситуации круто делают «ЮMoney». Ребята подсказывают адрес, но в крайнем случае разрешают ввести его вручную:

-9

2. Предупредить человека о возможной ошибке, если введенного адреса нет в справочнике — например, в ФИАС. Если клиент просто перепутал номер дома, то исправит ошибку, и товар доставят без проблем.

Когда неизвестный справочникам адрес попадет в базу, полезно проверить его по картам «Яндекса» или «2Гиса». Если найдете адрес на картах, скорее всего он существует, и по нему доедет курьер.

На картах тоже бывают ошибки, но нет более точного способа проверить адрес. Разве что приехать к дому и убедиться воочию.

«Подсказки» «Дадаты» ищут адреса в ФИАС, но при этом не ограничивают ввод: принимают адреса, которых нет в справочнике. Останется проверить адрес по картам и отправить курьера.

Иногда адреса, которых нет в справочнике налоговой, присылают в поддержку «Дадаты». Мы перепроверяем их вручную по картам, добавляем в «Дадату» и привязываем координаты. Поэтому «Подсказки» «Дадаты» знают больше, чем государственный справочник ФИАС.

Отделять литеры от номеров домов в базе адресов

Правила литерирования домов действуют по всей России, но особенно литеры любят в Санкт-Петербурге. Там часто встречаются адреса типа «г. Санкт-Петербург, ул. Введенская, дом 12 литера В:

-10

Смысл такой: номер дома определяет отдельное сооружение, а литеры — строения или пристройки на его территории.

Допустим, дому дали номер 4. Тогда пристройке дают номер 4 лит. А, подвалу — 4 лит. Б, строению — 4 лит. В, щитовой — 4 лит. Г, забору — 4 лит. Д и так далее.

Если склеить литеру с номером дома, легко запутаться:

литера «З» похожа на тройку: Москва Звездный 23З — то ли дом 233, то ли дом 23 литера З;

рукописная литера «Ч» — на четверку: Москва Звездный 23Ч — то ли дом 234, то ли дом 23 литера Ч;

литеры «Й» и «Я» — на сокращения: дом 4Й — то ли четвертый дом, то ли дом 4 литера Й.

Чтобы курьер не запутался в адресах с литерами, советуем делать две вещи:

  • сохранить литеры домов;
  • разделять номер дома и литеру. Например, словом «лит». Тогда курьер однозначно поймет, куда ехать: Москва Звездный 23 лит З — точно не дом 233.

Автоматически определять город по координатам или по IP-адресу

Часто интернет-магазины с порога уточняют город пользователя. Так они рассчитывают цену доставки и показывают только те товары, которые готовы отправить покупателю.

Перед тем, как выбрать товар, приходится искать город в простыне вариантов
Перед тем, как выбрать товар, приходится искать город в простыне вариантов

Пользователи злятся: они еще ничего не успели сделать, а магазин уже что-то требует. Человек как минимум занервничает. Максимум — закроет вкладку и уйдет в другой магазин.

Не спрашивать город опасно. Человек пройдет несколько этапов чекаута, заполнит гору данных и только тогда выяснит: доставки нет или она слишком дорогая.

Чтобы не бесить пользователей, полезно определять город автоматически:

  • по координатам;
  • по IP, если координаты неизвестны. Например, с помощью API-метода «Дадаты» «Город по IP-адресу».
«Яндекс» без лишних вопросов определяет город пользователя
«Яндекс» без лишних вопросов определяет город пользователя

Спрашивать адрес в электронных формах одним полем

Часто адресные формы получаются громоздкими, потому что части адреса просят ввести отдельными полями: страна, область, город, улица, дом, корпус. Компоненты сохраняют в отдельные поля базы данных и применяют, например, в аналитике: скажем, смотрят, на какой город приходится большинство заказов. Аналитикам удобнее работать с частями адреса, чем с адресами целиком.

Но люди не хотят заполнять длинные формы: вводить адрес по отдельности — лень, а на телефонах и планшетах мучительно переключаться между полями. В результате посетители бросают адресные формы. Поэтому интернет-магазины теряют заказы, банки — заявки на кредит, сервисы — пользователей.

В институте «Баймард» выяснили, что 26% пользователей интернет-магазинов бросят корзину, если на чекауте более 13 полей. Большинство полей обычно приходится на адресные данные.

Чтобы угодить и компании, и клиентам, полезно упростить адресные формы до одного поля. Для примера мы взяли страницу обращения в интернет-приёмную правительства Москвы.

1. Добавим основное поле адреса и подключим к нему «Подсказки». Теперь человек введет первые буквы адреса, а сервис подскажет подходящие варианты.

2. Когда пользователь выберет нужный адрес из списка, подставим выбранное значение в поле «Адрес». Остальные поля заполним компонентами.

3. Аналогично сократим поля «Фамилия», «Имя» и «Отчество» до одного «ФИО». Раз отдельные поля заполняем автоматически, сделаем форму более лаконичной.

-13

Теперь пользователи быстро заполнят форму, а правительство Москвы запишет компоненты адреса в отдельные поля в базе.

Живая адресная форма — на демостранице

Исходники — на гитхабе

Если доставка до почтового отделения, показывать его адрес и время работы

Если интернет-магазин доставляет покупки почтой по России, хорошо бы подсказать человеку, где и когда он может забрать посылку. Например, с помощью API-метода «Дадаты» «отделения Почты России». Так человек не перепутает отделение и заберет товар с первой попытки.

Определять ближайшее метро при доставке курьером

Полезно подсказать курьеру ближайшее к адресу метро. Так заказ доставят быстрее: курьер не будет штудировать карту, а сразу поедет на нужную станцию.

Еще по теме

Как обязательные поля и жесткая валидация на адресных формах вредят бизнесу. Рассказывает Павел Абдюшев — директор по развитию продуктов HFLabs

Принципы работы с адресами, которые приносят больше заказов

  1. Хранить номер дома как строку, а не число.
  2. Для адреса хранить почтовый индекс объекта.
  3. Автоматически определять индекс по введенному адресу.
  4. Сохранять адрес, даже если в нем нет улицы или номера дома.
  5. Разрешать пользователям вводить адрес вручную.
  6. Отделять литеры от номеров домов в базе адресов.
  7. Автоматически определять город по координатам или по IP-адресу.
  8. Спрашивать адрес в электронных формах одним полем.
  9. Если доставка до почтового отделения, показывать его адрес и время работы.
  10. Определять ближайшее метро при доставке курьером.

#адреса #индекс #почтовый индекс #ФИАС #литеры #база данных