Найти в Дзене
ОКОЛО ИСКУССТВА

Неожиданное открытие сделано при реставрации портрета Лавуазье

экспертиза реставрация портрет лавуазье В 2019 году  знаменитый неоклассический портрет Жака Луи Давида, изображающий химика  Лавуазье и его жену Марию Анну, был отправлен в лабораторию консервации  Метрополитен-музея. Работа предстояла простая — снять старый лак... Но  в процессе исследователи обнаружили кое-что ещё, а именно — скрытую  композицию под красочным слоем, которая полностью поменяла представление  об этом многовековом шедевре. Метрополитен-музей  называет изображение «отца современной химии» и его супруги-ассистентки  «лучшим неоклассическим портретом в мире». На масштабной картине,  которую Жак-Луи Давид закончил в 1788 году, они предстают как  либеральные научные лидеры — в своей парижской лаборатории, в окружении  приборов и инструментов.
Но оказалось, что  первоначально художник отвёл им другие роли — не прогрессивно мыслящих  учёных, воплощавшей идеалы Просвещения, а модных представителей  французской элиты. Жак-Луи Давид. Портрет Антуана Лорана Лавуаз

экспертиза реставрация портрет лавуазье

В 2019 году  знаменитый неоклассический портрет Жака Луи Давида, изображающий химика  Лавуазье и его жену Марию Анну, был отправлен в лабораторию консервации  Метрополитен-музея. Работа предстояла простая — снять старый лак...

Но  в процессе исследователи обнаружили кое-что ещё, а именно — скрытую  композицию под красочным слоем, которая полностью поменяла представление  об этом многовековом шедевре.

Метрополитен-музей  называет изображение «отца современной химии» и его супруги-ассистентки  «лучшим неоклассическим портретом в мире». На масштабной картине,  которую Жак-Луи Давид закончил в 1788 году, они предстают как  либеральные научные лидеры — в своей парижской лаборатории, в окружении  приборов и инструментов.

Но оказалось, что  первоначально художник отвёл им другие роли — не прогрессивно мыслящих  учёных, воплощавшей идеалы Просвещения, а модных представителей  французской элиты.

-2

Жак-Луи Давид. Портрет Антуана Лорана Лавуазье и его жены Марии Анны, 1788, 259.7×194.6 см.

Музей  приобрёл картину в 1977 году, и тогда ещё не существовало технологий,  которые помогли сделать нынешнее открытие. Теперь выяснилось, что первая  концепция Давида включала богато украшенный стол с позолоченным фризом и  три свитка бумаги, свисавшие с его края.

Они  отражали привилегированное положение Антуана Лорана Лавуазье как  генерального откупщика или сборщика налогов. А наряд его жены дополняла  гигантская шляпа с перьями, украшенная лентами и искусственными цветами.  В композиции не было и намёка на химическое оборудование, стеклянную  бутыль и пробирки.

-3

Рисунок, показывающий первоначальную композицию портрета Антуана Лорана и Мари-Анн Лавуазье.

Исходная  картина с акцентом на богатство пары подчеркивает судьбу, ожидавшую  Антуана Лорана Лавуазье. Его должность сборщика налогов помогла не  только профинансировать открытие кислорода и химического состава воды,  но и в конечном итоге привела его к казни на гильотине в 1794 году во  время революционного террора.

Мария  Анна вела его лабораторные журналы, переводила с английского научные  статьи, рисовала и гравировала чертежи. Полагают, что искусство она  изучала под руководством Жака Луи Давида. Она выжила и после гибели  супруга вышла замуж повторно — за учёного и изобретателя графа Румфорда.
По  словам Дэвида Пуллинза, помощника куратора европейской живописи в  Метрополитене, вряд ли изменения на портрете связаны с политикой. Скорее  всего, при создании первого варианта Жак Луи Давид вдохновлялся  неформальными портретами аристократов авторства Элизабет Виже-Лебрен и  Аделаиды Лабиль-Гиар.

Однако у Лавуазье  было более скромное происхождение, и это, возможно, стало причиной  пересмотра дизайна. «В таком формате легко написать Марию-Антуанетту, но  у этой пары даже нет титула», — заметил сотрудник музея.
Вероятно,  автор в конце концов решил отойти от привычных моделей портретной  живописи и подчеркнуть научные достоинства четы Лавуазье.

Исследования  начались в 2019 году после того, как консерватор Метрополитен-музея  Дороти Махон потратила десять месяцев на удаление синтетического лака,  нанесённого в 1974 году и придавшего картине молочно-серый оттенок. Во  время работы она обнаружила на некоторых участках полотна неровности,  которые указывали на наличие изображения под красочной поверхностью.

С  холста были взяты крошечные образцы пигмента, которые подтвердили, что  шляпа Марии Анны была чёрно-красной. Они также показали, что в первой  итерации Давид написал Лавуазье в более длинном коричневом сюртуке с  семью пуговицами бронзового цвета. А в окончательном варианте учёный  предстаёт в чёрной одежде с тремя пуговицами. Похоже, художник решил  «переодеть» своего натурщика в деловой костюм.
Среди  других удалённых элементов были струящаяся красная мантия, книжный шкаф  на заднем плане и мусорная корзина. Также было изменено положение ноги  Антуана Лорана Лавуазье. Давид добавил красную бархатную скатерть,  которая отлично закрыла лишние детали.

Автор намеревался  выставить портрет на Салоне в 1789 году, но в последнюю минуту  отказался, встревоженный напряженностью в обществе, которая вылилась в  революцию и свержение короля. Публика увидела картину столетие лишь  спустя, на Всемирной выставке 1889 года.

Сейчас  обновлённая работа висит на втором этаже Метрополитен-музея — в  галерее, отведённой неоклассическому искусству. Однако новые  исследования навсегда изменили её контекст.

» источник