Так получилось, что в недавней поездке я разбила мобильный телефон, и по возвращении завела себе новый. Ну, и как водится, заботливый гугл тут же начал стремительно загружать на него все те приложения, которые у меня когда-либо стояли на предыдущем аппарате — и приложение Facebook, снесенное мною полгода назад, в том числе. Покуда приложения на телефоне не было, не было и соблазна, а тут я открыла ленту и впервые за много месяцев погрузилась в ее системное чтение.
Ну, что вам сказать. Покуда я (небезуспешно) пыталась забыть о фейсбуке, он обо мне, как я довольно быстро обнаружила, не забывал.
Так, выяснилось, что я многократно «пробила дно» (с) по гендерным, расовым и этическим вопросам, и это очень, очень фраппирует общественность.
Сделала я это, во-первых, написав о новой книге Виктора Пелевина (и ни разу не обозвав его при этом сексистом, отсталым бумером, расистом, колониалистом или еще как-нибудь по-модному, да хоть бы вот х****).
А во-вторых, предположив в своей рецензии, что многие читатели могут подумать о книге Кармен Марии Мачадо «Дом иллюзий», будто она, книга, «повесточная» и конъюнктурная, но на самом деле нет — книга хорошая, о важном и написана по-честному, без попытки что-то там оседлать и подладиться под запрос.
Во втором случае я, если честно, инвективу в свой адрес поняла не очень (казалось бы, уж тут-то чего), но мне объяснили. А потом еще разок объяснили. И еще — контрольный в голову. Кажется, до сих пор объясняют, но я покинула ту ветку дискуссии — возможно, с несколько избыточной поспешностью.
Кроме того, я, оказывается, официально назначена «смотрящим от либералов за фантастикой» (с), так что патриотическим фантастам, которые не про ужасные извращения, а про настоящее светлое русское будущее с космолетами и травой у дома, теперь каюк. Вот вы, возможно, смеетесь, а у людей там тред на триста комментариев, между прочим. Вторую неделю пылают станицы.
Ну, и дальше так уж, по мелочи — что я воровка, негодяйка, «наперсточница» (это Юрий Михайлович Поляков меня вспомнил и приголубил), а еще что у меня проблемы с головой, вкусом, политическими взглядами и фигурой. Особенно с фигурой.
Но, надо заметить, все это полная чепуха по сравнению с тем, что я прочла примерно в тех же ветках о некоторых своих друзьях, коллегах или просто виртуальных знакомых. Эти-то, похоже, вообще только тем и заняты, что растлевают малолетних и, не просыхая, пьют кровь христианских младенцев, разлитую по небьющимся золотым кубкам кровавого режима.
Возможно, вы заподозрили, что перед вами типовой пост на тему «как нашу кисаньку обидели», но нет — вообще-то это история со счастливым концом.
Чтение Фейсбука заняло у меня ровно сорок минут, после чего я вышла сначала из себя, потом из Фейсбука, а потом и из кафе, где сидела в процессе чтения. И выскочив на улицу, раскрасневшаяся и очень злая, немедленно врезалась в совершенно незнакомую девушку, которая, посмотрев на меня, внезапно улыбнулась и сказала:
«Ой, вы же Галина? Я вас читаю, вы классная. А, кстати, когда вернется «Книжный базар» с Настей Завозовой?»
Мне кажется, трудно подобрать лучшую метафору для того, что я чувствовала в тот момент.
Нет, не подумайте, что я косный и отсталый человек, хранящий себя от духовной скверны в банке из слоновой кости, принципиально отвергающий социальные сети, не признающий «обратную связь» и призывающий к тому же других.
Ничего подобного — свой профиль в Фейсбуке я не сносила и сносить не планирую, он очень удобен мне как рабочий инструмент, а еще там отличный мессенджер — на мой взгляд, самый разумный из всех. Я заглядываю в фейсбук пару раз в неделю, просматриваю посты тех знакомых, которых хотела бы чаще видеть в реале, размещаю объявления о каких-то важных для меня событиях и публикациях, а также отвечаю на комментарии у себя на странице.
Самое важное оттуда мне пересказывают друзья — а иногда не пересказывают, и небо, не поверите, на землю тоже не падает. Более того, я говорю именно о Фейсбуке просто потому, что он — самая большая и густонаселенная коммуникативная среда из всех, которыми пользуюсь лично я и моя, скажем так, референтная группа — кто-то, вполне вероятно, подставит на место Фейсбука Вконтакте, Одноклассников, Инстаграм — да тот же Дзен, почему нет. Ну, и просто потому, что долгое время Фейсбук был важной частью моей жизни — иногда, как мне теперь кажется, самой моей жизнью.
В общем, первые звоночки зазвучали для меня год назад — и я начала понемногу менять свое отношение к Фейсбуку, а еще через полгода снесла приложение с телефона. И удивительным образом юриев михайловичей поляковых в моей жизни сразу стало радикально меньше, а девушек возле кофейни, напротив, больше.
Как ни смешно, реальная жизнь куда лучше поддается контролю, чем виртуальная, в ней легче выставлять границы — и, соответственно, в ней куда проще обороняться от зла. При некотором везении реальную жизнь вообще можно выстроить так, чтобы в ней остались только друзья, хорошие книжки, любимые студенты и интересные разговоры, все остальное — по запросу и с конкретной целью. Виртуальную так не организуешь — ну, или просто придется превентивно забанить всех, сведя задачу к предыдущей.
Я больше не ассоциирую себя со своей фейсбучной проекцией, эта среда уже не имеет надо мной власти, ее яд на меня не действует так, как действовал еще год назад, ее мед больше не привлекает. Все это в конечном счете оказалось не таким уж важным — да что там, вообще не важным. И мне кажется, чем скорее мы все это осознаем, тем счастливее и легче станет наша жизнь.
«Назад, к вещам!» — провозгласил сто с лишним лет назад основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль. Пожалуй, подпишусь.
И да, надо ли говорить, что приложение с телефона я сразу снесла. Чего и вам желаю.
Если Вам было интересно, подписывайтесь на меня в Дзене и читайте предыдущие статьи:
Что не так с русскими переводами Стивена Кинга?
Почему у нас все так плохо с литературной критикой?
Черная магия и ее разоблачение: что почитать, если вам нравятся мистические завязки в детективах.