Проректор Первого Санкт-Петербургского ГМУ имени Павлова профессор Андрей Яременко в интервью рассказал почему и кто идёт учиться на доктора, зачем заваливают первичную аккредитацию и как изменить программу обучения в вузе.
<…> Благодаря пандемии профессия снова воспринимается как подвиг. Это приводит к тому, что в медицинские вузы приходят ребята, которые хотят быть героями.
К сожалению, многие студенты и абитуриенты говорят, что не хотят работать с больными. <…> отчасти это связано с несовершенством системы привлечения медработников к ответственности, в том числе уголовной. Все эти случаи широко представлены в прессе и очень демотивируют молодых людей.
Главная проблема в вузе — отсутствие вступительных испытаний. Потому что всё-таки именно на этом этапе происходил отбор качественных абитуриентов. Теперь, получается, мы не регулируем этот процесс.
<…> медицинский диплом даже в сегодняшней системе ценностей — это в принципе самое престижное образование. Оно котируется даже больше, чем юридическое или актёрское, как показывают результаты опросов ВЦИОМ. То есть часть абитуриентов приходит к нам только потому, что это образование престижное, а у них высокие баллы ЕГЭ, которые позволяют пройти по конкурсу.
В первые три года отчисляется до 30%. Это ребята, которые изначально ошиблись с выбором профессии. Как правило они уходят на первом курсе <…> Вторая категория — студенты, которые не смогли платить.
Те, кто поступают по целевому конкурсу, отчисляются в два раза чаще. Проходной балл для целевиков гораздо ниже <…> если целевого студента отчисляют, он должен вернуть средства, затраченные на его обучение, и это немаленькая сумма, около 250 тыс. рублей за год.
Очень драматичные отчисления поступивших по особым квотам: льготники, дети-инвалиды, дети-сироты. Проходные баллы для них изначально ниже, но образовательная программа для всех одна. <…> Для инвалидов, правда, сделано исключение: государство позволяет вводить для них индивидуальный план и увеличить общий срок обучения на один год. Но и с учётом этих послаблений они не всегда могут вписаться.
Некоторые выпускники не сдают аккредитационный экзамен, так как не планируют работать в России <…> это буквально единичные студенты: 1%, может быть. Абсолютное большинство позднее пересдаёт и всё-таки выходит на работу.
Мое мнение — должно быть гибридное обучение. Лекции точно можно проводить в гибридном формате с сохранением записи <…> Обеспечить доступ обучающихся к верифицированным сведениям медицинских информационных систем, <…> к массивам цифровых справочных данных. Некоторые лабораторные работы, ознакомление с некоторыми современными технологиями и медицинской техникой смело можно переводить в удалённый формат. Изучение биоматериалов тоже может быть виртуальным. При этом человек всё равно должен уметь пользоваться микроскопом…
Но мы не должны передавать принятие решений о пациентах в зону ответственности информационных систем. Это подтвердила, кстати, и пандемия. В «красных зонах» врачи были отрезаны от целого объёма справочных данных и алгоритмов принятия решений. То же может быть и в военной ситуации. Так что искусственный интеллект всё равно не заменит человека и личную ответственность за пациента.
Если вы врач и хотите, чтобы ваше мнение было услышано, присоединяйтесь к сообществу профессионалов на портале МирВрача