За творчеством Сергея Кубрина слежу со второго сезона «Лицея» (#литературный конкурс ), когда среди текстов финалистов появилась его повесть «Между синим и зелёным» про службу в армии. Повесть выделялась уже тем, что у нас мало кто по-доброму пишет о силовиках (#захар прилепин разве что). Проза Кубрина из года в год выходит в финал этой премии для молодых авторов, но пока её не ставят на первое место.
В 2020 г. Кубрин уже не солдат-срочник, а следователь МВД (факты его биографии). И пишет не о событиях вокруг воинской части, а о буднях полиции; главным образом, о своих впечатлениях от тех или иных эпизодов этих будней. Это не детективные истории, это зарисовки о жизни простых людей – наших современников и соотечественников.
Сквозные персонажи объединяют #рассказы сборника «Мирный житель» в единое целое (как, кстати, в «Ополченском романсе» Прилепина, которого Кубрин в одном из интервью назвал в числе своих любимых писателей).
Некоторые рассказы оставляют читателю простор для фантазии: реальность это была или чей-то сон или размышления о том, как могло бы быть.
К примеру, непонятно, как именно был пойман террорист («Сердце Чечни»), как спасён попавший в переделку стажёр («Стажёр»), насколько «по-настоящему» играл в «Мафию» герой рассказа «Мирный житель» (этот рассказ, к слову, отлично смотрелся бы в сборнике «Жизнигра» (2020).
Конкретики здесь меньше, чем упомянутых «впечатлений». При этом, парадоксально, рассказчику веришь, будто всё происходило на самом деле – будь то во сне или наяву.
Несмотря на постмодернистские черты, проза Кубрина тяготеет к любимому мной реализму и, главное, не скатывается в «чернуху», а служит, как говорил Базин в «Курьере», «гуманистическим идеалам человечества». Ни отчаянья, ни безнадёги – только жизнь, с её хорошими и плохими днями.
Кубрин пишет очень свободно, что уже требует немало мужества. Он не собирается оправдываться перед писателями за то, что он следователь, а перед полицейскими – за то, что писатель. (#чточитать )
Вчера какие-то великозвёздные сотрудники учили меня жизни, пытаясь объяснить, что нужно делать выбор: либо служба, либо литература.
Иногда меня учат жизни крутые писатели, требуют определиться, потому что литература не прощает, а служба не красит.
Было время, когда я слушал и этих полковников, и тех писателей. Я даже переживал когда-то. Теперь первым говорю, что мне безразлично их мнение (звёзды падают), а вторым улыбаюсь в ответ и молчу.
Он просто живёт свою жизнь, осмысливает, находит интересные нюансы, «копается» в человеческих переживаниях, экспериментирует с формой. Пишет не продуманно-расчётливо, а интуитивно (а значит: искренне).
Такая обычная жизнь. Как было написано. И всё в порядке. Мне говорил один бывалый: «Я расстраиваюсь только первые пять минут после приговора». Нам всё равно, что будет завтра. Завтра мы будем лучше.
Единственная критика достаётся пунктуации в книге (кое-где не хватает запятых) и опечаткам («сануезл» и самая обидная – в заголовке рассказа «Сердце Чечени» вместо «…Чечни»), но это уже к редакторам сайта pushkinprize.ru, а не к автору рассказов.
Надеюсь, Кубрин останется верен себе, и мы ещё увидим малые и крупные произведения этого писателя-следователя. Даже если «главный «Лицей» ему так и не достанется – есть ещё немало литературных премий для взрослых, солидных авторов (даже для высшего офицерского состава:))
Читайте также о книге ещё одной финалистки "Лицея" - "Дневник волонтёрки" (и других книгах о пандемиях)