Вы наверняка слышали о VTEC. Но что такое VTEC и для чего он нужен? Чем он отличается от iVTEC? Чтож, для начала нужно понять, что такое VTEC.
VTEC
Система регулирования фаз газораспределения с электронным управлением (VTEC) - это система, в которой используются два разных кулачка распределительного вала. Один кулачек распределительного вала для низких оборотов, обеспечивающий хороший крутящий момент и отличную тягу, и кулачек распределительного вала для высоких оборотов, который обеспечивает больший подъем и большую продолжительность работы. Эта система обычно устанавливается на определенное число оборотов в минуту и значительно увеличивает мощность.
Зачем Honda внедряет эту систему? Они применяют его для повышения оптимальной эффективности двигателя, что приводит к увеличению мощности и экономии топлива, система обеспечивает оптимальное перекрытие и подъем клапана на каждом обороте в минуту.Например если у машины для гонок распределительный вал имеет конструкцию для максимальной отдачи на высоких оборотах то вы должны пожертвовать тем, насколько плавно двигатель работает на низких оборотах. Думаю многие видели как на холостом ходу работают “тазы” с установленными спортвалами.
VTEC-E
VTEC-E сильно отличается от стандартного VTEC, потому что Honda не проектировала его для оптимальной мощности при высоких оборотах, вместо этого они рассчитывали оптимальную топливную экономичность при низких оборотах. VTEC-E делает это, фактически заставляя двигатель работать как 12-клапанный двигатель вместо обычных 16-ти клапанов. Это достигается за счет того, что второй впускной клапан не открывается полностью.Конструкция VTEC-E значительно снижает расход топлива, но не имеет высоких показателей мощности, которые производит стандартный VTEC. Этот тип VTEC входит в стандартную комплектацию многих экономичных моделей Honda.
VTC
Прежде чем перейти к i-VTEC, мы рассмотрим VTC. Variable Timing Control (VTC) - это механизм, который позволяет бесступенчато регулировать шестерню распределительного вала. Шестерня регулируемого распределительного вала позволяет регулировать перекрытие клапанов при любых оборотах. Регулируя перекрытие клапанов для разных диапазонов оборотов, эффективность и уровни мощности значительно улучшаются.Honda использует эту систему на впускном распредвале, но не на выпускном распредвале, так как выгода от наличия VTC на выпускном распредвале ничтожна(относится к атмосферным двигателям). VTC всегда активен и регулирует перекрытие клапанов для оптимального КПД двигателя и мощности при любом заданном числе оборотов.
iVTEC
iVTEC - это система, объединяющая VTEC и VTC в одно устройство. Honda взяли лучшее из обоих систем и объеденили, что дало невероятно эффективный и мощный двигатель. Это позволило регулировать перекрытие клапанов в любой момент а не от определенных оборотах, что приводит к гораздо большей эффективности.На низких оборотах открывается только один впускной клапан, что снижает расход топлива, затем при достижении определенных оборотов он включает второй впускной клапан, позволяя ему работать как обычный 16-клапанный двигатель.
Как это увеличивает мощность?
То, как система VTEC увеличивает мощность, может немного сбивать с толку, поэтому позвольте мне рассказать вам об этом. Мощность в лошадиных силах - это всего лишь мера крутящего момента X об / мин. Чтобы увеличить крутящий момент, вы должны впустить в двигатель больше воздуха и топлива.Если клапаны должны открываться дальше и дольше, количество воздуха, всасываемого в цилиндр, может быть увеличено. Поскольку распредвал вращается вдвое медленнее, чем коленчатый вал, его нельзя оптимизировать для всех диапазонов оборотов. Наличие нескольких кулачков распределительного вала позволяет увеличить подъемную силу и продолжительность работы для различных диапазонов оборотов.Поскольку распределительный вал оптимизирован как для высоких, так и для низких частот вращения, он обеспечивает больший крутящий момент в этих диапазонах. Больше крутящего момента, особенно на высоких оборотах, означает больше лошадиных сил.
Резюме
Если кратко то iVTEC для быстрых авто объединяет VTEC и VTC в одином моторе, а iVTEC в авто ориентированых на топливную экономичность объединяет комбинацию VTEC-E и VTC.