Найти тему

История стихоплётства (2 часть). XIX век: Пушкин, Баратынский, Жуковский

Оглавление

Мы начали говорить о литературе. Если вы не читали первую часть, переходите по ссылке:

А теперь поговорим о другом. Почему старшему поколению всегда сложно воспринимать что-то принципиально новое? Консерватизм? Отчасти.

Мой тезис прост: каждому поколению — свои веяния. И это не вопрос консерватизма, той самой «проблемы отцов и детей» и нежелания принимать старшими изменений, вносимых «младшими». Во времена молодости великого эталонного Пушкина было полно людей, которые его не принимали при жизни, но и почитателей хватало.

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Айвазовский. Портрет Александра Пушкина на берегу Черного моря. 1887. Николаевский областной художественный музей имени В.В. Верещагина, Украина. [взято с сайта www.culture.ru]
Иван Айвазовский. Портрет Александра Пушкина на берегу Черного моря. 1887. Николаевский областной художественный музей имени В.В. Верещагина, Украина. [взято с сайта www.culture.ru]

Про него можно говорить много в духе «великого и могучего русского языка». Избегу этой лирики, отметив лишь направления его литературного творчества: романтизм и реализм. Однако стоит отметить, что его стихотворные формы основываются на романтизации чувств, их красоте, полном погружении в них. Довольно часто встречаются патриотические нотки в духе революции (например, стихотворение «Арион»), всеми возможностями подстрекательства выражения показывающие крах декабристского движения и необходимость дальнейшей борьбы. Но это далеко не та революция и не тот патриотизм, который мы увидим чуть более полувека спустя. Что он привнёс в литературу? Силу слова и его влияние на массы.

Евгений Абрамович Баратынский

Франсуа Фредерик Шевалье. Портрет Евгения Баратынского. Первая половина XIX века.
© Государственный музей А.С. Пушкина. [взято с arzamas.academy/mag]
Франсуа Фредерик Шевалье. Портрет Евгения Баратынского. Первая половина XIX века. © Государственный музей А.С. Пушкина. [взято с arzamas.academy/mag]

Крайне любопытный персонаж, о котором редко говорят, современник и близкий друг Пушкина. А ведь он был автором таких прекрасных стихотворений, как «Разуверение» («Не искушай меня без нужды…») и «Признание» («Притворной нежности не требуй от меня…»). В те времена он был известнее Пушкина: его почитали, стихотворения были на слуху у большинства профессионалов, любителей и обывателей, на слова Баратынского писал романсы сам Михаил Иванович Глинка! Пушкин признавался, что его элегии не идут ни в какое сравнение с этими творениями. Но, что удивительно, сейчас Пушкина знают все, проходят в школе, а Баратынского дай бог если помнят музыканты по романсам и филологи/литераторы.

Василий Андреевич Жуковский

Портрет поэта В.А.Жуковского, 1816. Художник О.А.Кипренский.
Государственная Третьяковская галерея.
Портрет поэта В.А.Жуковского, 1816. Художник О.А.Кипренский. Государственная Третьяковская галерея.

Все заслуги его перечислять даже нет смысла — они очевидны. Его искренне ненавидят литераторы, филологи, журналисты, потому как в нашей системе образования ходит прекрасная традиция: читать наизусть и писать сочинения по «Невыразимому» («Что наш язык земной пред дивною природой?…»). Но Жуковский от этого не перестаёт быть литературным наставником и языковым фундаментном того же Пушкина и большинства его друзей-лицеистов. Не было бы его — кто знает, как сложилось бы творчество всех тех, кого мы ныне считаем «эталонами» своего времени!…

Третья часть будет посвящена переходу от XIX к XX веку.

______________________________________________________________________

Другие части цикла:

______________________________________________________________________

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊