Найти в Дзене
Ливрезон Публицист

10 эффектов воспитания творческой личности с детства: ЭФФЕКТ СЕДЬМОЙ - «КОНТР-ЛЕНИВАЯ ОБОЛОЧКА»

Начну с показательной иллюстрации, как лень может стать эталоном для целого государства:

Пример 1.
Грибоедов Александр Сергеевич — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин.

«Ведь большинство детей, собравшихся в зале пансиона, от самого рождения имели право и возможность бездельничать всю жизнь. Поместья родителей, хотя бы и самые небольшие, предоставляли им радости охоты в лесах и полях, отдыха под сенью парков, купания и верховых прогулок и все услады, которые может подарить деревенское приволье и власть над крепостными. В соседних городах, даже самых захудалых, они могли развлекаться картами и балами. И так прожить долгие годы в покое, мире и деятельной праздности. И не было в России силы, которая могла бы заставить ленивого дворянского недоросля пойти служить Отечеству. В прошлом, восемнадцатом веке такая сила была. Петр I, как все его предшественники, попросту говорил: «Служи, или у тебя отберут имение!»

Источник: https://livrezon.com/publication/10-effektov-vospitaniya-tvorcheskoi-lichnosti-s-detstva
Источник: https://livrezon.com/publication/10-effektov-vospitaniya-tvorcheskoi-lichnosti-s-detstva

А младшим сыновьям говорил еще проще: «Служи, ибо имения у тебя нет и никогда не будет, и ничем, кроме службы, ты не обеспечишь себя и семью». Но с тех пор как милостью Елизаветы Петровны и Петра III дворянам пожаловали право не служить и право дробить имения между всеми наследниками, с тех пор борьба с врожденной человеческой и русской ленью стала важнейшей заботой правительства. Как вынудить юношу покинуть удобный родной дом, где множество слуг выполняло малейшие его желания, расстаться со свободой и беспечностью — и вступить в беспокойный, угнетающий, порой опасный мир военной или статской службы? Зачем бы стал он что-нибудь делать, если так приятно ничего не делать?! Требовались очень сильные побуждения, чтобы толкнуть молодого человека на трудный путь».

Цимбаева Е. Н. Грибоедов. – М.: Молодая гвардия, 2011. — с. 85-86.

Детям обычно предлагается такая модель мира: выучил уроки / сделал домашние дела - получи в награду “разрешенную лень”, получил плохую оценку / плохо себя вел получи наказание - домашние дела или “иди в комнату и учи уроки”. Соответственно лень возводится в эталон, а учеба / развитие / дело - наказание (или как у современной интеллигенции - в самозабвенный подвиг).

Поэтому ситуация с мотивацией интеллектуалов меня не удивляет…

К слову сказать, именно так устроены многие религии, что жизнь и труд - это кара, наказание, но если ты его вынесешь - в раю тебя будет ждать райское безделье, оно же предел мечтаний.

СИЛЬНЫЙ ХОД:

Большинство людей, в том числе в силу сказанного выше, вообще не в состоянии работать вне “мотивирующей” / “пинающей” оболочки (кстати, в геронтологи именно с этим связан эффект “затухания” человека с уходом на пенсию: не умея работать вне оболочки, он не знает чем себя занять). Тех людей, кто может, экономисты например, называют предпринимательской способностью населения (встречал разные цифры, от 3 до 8%), они могут создавать оболочки для других.

У творческих личностей решение - это выращивание умения работать вне оболочки (часто даже вопреки), плюс правильные (а не как приведенные выше) эталоны, где бездействие - наказание (что с биологической точки зрения так и есть), а деятельность и есть награда.

Опять-таки сценарии могли быть разные, объединяли их общие принципы:

  • Ребенок совместно с взрослым выстраивает оболочку своей деятельности, причем, чем участие взрослого меньше, тем, судя по всему, лучше (нечто подобное в своей методике использовали как М. Монтессори, так и А.С. Макаренко).
  • Наличие результатов деятельности, правильное поощрение / признание, в продолжение примера в начале описания эффекта:

Пример 2.
«Когда восьмилетнему мальчику вручали первую в его жизни награду и генералы, профессора, поэты, сенаторы и все выдающиеся люди Москвы рукоплескали его успеху — какие чувства рождались в его душе, какой огонь в ней разгорался? И, раз зажженный, он не гас никогда, гоня покой души, толкая к великим делам. Наставники не давали потухнуть пламени честолюбивых стремлений. В истории они указывали мальчикам на знаменитых героев, замечательных достоинствами и подвигами. Они ставили в пример не правителей, великих по праву рождения, не богачей, прославившихся грабительством или скопидомством, но гордых, непоколебимо стойких, несгибаемых римлян, сражавшихся с тиранами, варварами или судьбой, часто гибнувших в неравной борьбе, — но всегда с честью и славой».

Цимбаева Е. Н. Грибоедов. – М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 7.

Стоит учитывать риски, чтобы ребенок не “зазвездился”.

РЯД ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ

  • Какие действия могут предпринять родители для постановки правильных эталонов, и можно ли что-то сделать, если у самих родителей эти эталоны - потребительские?
  • Как научить ребенка противодействовать среде?