Найти в Дзене
Black Maria Кино 🎬

Как понимать это кино? Разбираемся в локациях и передвижениях героев

Этот фильм "отстой", а другой "супер"... Мы все оцениваем кино в категориях нравится / не нравится, но объяснить что именно и почему нам нравится - задача не из простых. В серии статей мы расскажем как разбираться из чего вообще состоят фильмы, что именно в них стоит оценивать критически, как анализировать и зачем выбирать к просмотру. Эта статья посвящена локациям и правилам передвижения героев в кадре. Любой фильм рассказывает историю персонажей, которые совершают те или иные действия. Все они куда-то и с какой-то целью движутся. Мы уже писали о стадиях, которые проходит герой в рамках типичного "пути героя" (Читайте подробнее в статье Как понимать это кино? Разбираемся что такое "путь героя" и из каких стадий он состоит). Для кинематографистов важно не только поместить героя в те или иные события, способствующие развязке истории, но и правильно показать его физическое перемещение из одного места в другое. Зритель воспринимает происходящее на экране как нечто, что должно подчиняться

Этот фильм "отстой", а другой "супер"...

Мы все оцениваем кино в категориях нравится / не нравится, но объяснить что именно и почему нам нравится - задача не из простых. В серии статей мы расскажем как разбираться из чего вообще состоят фильмы, что именно в них стоит оценивать критически, как анализировать и зачем выбирать к просмотру. Эта статья посвящена локациям и правилам передвижения героев в кадре.

В фильме "Она" представлено недалекое будущее, в котором огромные здания нависают над героем. А его собственный дом минималистичен, стерилен и максимально отражает его одиночество. В этом кадре за спиной героя мы видим кресло, там, где обычно был бы размещен диван. В левом углу также стоит одинокое кресло. - Кадр из фильма "Она", 2013 г.
В фильме "Она" представлено недалекое будущее, в котором огромные здания нависают над героем. А его собственный дом минималистичен, стерилен и максимально отражает его одиночество. В этом кадре за спиной героя мы видим кресло, там, где обычно был бы размещен диван. В левом углу также стоит одинокое кресло. - Кадр из фильма "Она", 2013 г.

Любой фильм рассказывает историю персонажей, которые совершают те или иные действия. Все они куда-то и с какой-то целью движутся. Мы уже писали о стадиях, которые проходит герой в рамках типичного "пути героя" (Читайте подробнее в статье Как понимать это кино? Разбираемся что такое "путь героя" и из каких стадий он состоит).

Для кинематографистов важно не только поместить героя в те или иные события, способствующие развязке истории, но и правильно показать его физическое перемещение из одного места в другое.

Герой фильма "Джокер" триумфально танцует на ступеньках, но он не поднимается, а наоборот, спускается вниз. Это ярко символизирует отказ героя от общественных норм и легкий спуск к асоциальности. - Кадр из фильма "Джокер", 2019 г.
Герой фильма "Джокер" триумфально танцует на ступеньках, но он не поднимается, а наоборот, спускается вниз. Это ярко символизирует отказ героя от общественных норм и легкий спуск к асоциальности. - Кадр из фильма "Джокер", 2019 г.

Зритель воспринимает происходящее на экране как нечто, что должно подчиняться земным физическим законам. Поэтому если мы видим как что-то опускается сверху вниз, мы подсознательно считаем, что это движение происходит легко. А если что-то или кто-то поднимается снизу вверх, то имея представление о гравитации, мы расцениваем это движение как требующее усилия.

Нищий боксер Рокки Бальбоа начинает свою пробежку на фоне промышленного заваленного мусора депрессивного района, затем долго бежит на фоне безмятежной водной глади, а затем прибегает в город, где взбирается по ступеням и триумфально возносит руки вверх. Это далеко не финал фильма, но уже тогда ясно, что герой достигнет поставленной цели благодаря усердным тренировкам. - Кадр из фильма "Рокки", 1976 г.
Нищий боксер Рокки Бальбоа начинает свою пробежку на фоне промышленного заваленного мусора депрессивного района, затем долго бежит на фоне безмятежной водной глади, а затем прибегает в город, где взбирается по ступеням и триумфально возносит руки вверх. Это далеко не финал фильма, но уже тогда ясно, что герой достигнет поставленной цели благодаря усердным тренировкам. - Кадр из фильма "Рокки", 1976 г.

Для западной культуры привычно чтение и слева направо. Поэтому все, что движется по этой траектории мы воспринимаем как нечто передвигающееся легко и что это передвижение должно приносить удовольствие. Справедливо и обратное. Движение справа налево мы подсознательно оцениваем как напряженное и сложное. Поэтому из всех траекторий движения героев в фильме мы воспринимаем как самое сложное и тяжелое передвижение с правого нижнего угла по направлению в верхний левый угол.

В "Начало" огромную роль имеет архитектура создаваемых пространств. На этом кадре мы видим созданный с помощью расположения камеры, зданий и перспективы вектор движения вверх, олицетворяющий гармонию, безмятежность, открытость будущему. - Кадр из фильма "Начало", 2010 г.
В "Начало" огромную роль имеет архитектура создаваемых пространств. На этом кадре мы видим созданный с помощью расположения камеры, зданий и перспективы вектор движения вверх, олицетворяющий гармонию, безмятежность, открытость будущему. - Кадр из фильма "Начало", 2010 г.

Движущиеся герои, объекты или сама камера - важная составляющая визуального дизайна фильма. Причем вектор движения может быть продемонстрирован как непосредственно с помощью указания героя на какой-то объект или непосредственного перемещения в определенном направлении, так и с помощью построения перспективы. Часто в кино можно встретить общие кадры, в которых показана совокупность зданий, тротуаров и дорог - это создает иллюзию трехмерности и пространства, вглубь которого погружаются герои и сами зрители.

В ленте военной ленте "Дюнкерк" почти нет архитектурных зданий и дорог. Однако направленность движения четко определена - все стремятся на корабли, маячащие на линии горизонта. Расположение героев создает условную стрелку-треугольник, указывая на их главную общую цель. - Кадр из фильма "Дюнкерк", 2017 г.
В ленте военной ленте "Дюнкерк" почти нет архитектурных зданий и дорог. Однако направленность движения четко определена - все стремятся на корабли, маячащие на линии горизонта. Расположение героев создает условную стрелку-треугольник, указывая на их главную общую цель. - Кадр из фильма "Дюнкерк", 2017 г.

В кадре мы часто видим условные линии - здания, люди, предметы расположенные определенным образом создают иллюзию направления движения. Условные линии также формируются с помощью теней и света.

Винтовая лестница и вообще лестницы многоэтажных зданий с обзором вниз - излюбленное место съемки кинематографистов. Подъем или спуск по такой лестнице - это всегда очень мощный напряженный эпизод, который в любой момент может обернуться трагедией или каким-то неожиданным сюжетным поворотом. - Кадр из фильма "Из Парижа с любовью", 2010 г.
Винтовая лестница и вообще лестницы многоэтажных зданий с обзором вниз - излюбленное место съемки кинематографистов. Подъем или спуск по такой лестнице - это всегда очень мощный напряженный эпизод, который в любой момент может обернуться трагедией или каким-то неожиданным сюжетным поворотом. - Кадр из фильма "Из Парижа с любовью", 2010 г.

Направление движения также часто задается присутствием геометрических фигур в кадре. Круги вызывают у нас чувство гармонии и заставляют нас концентрировать внимание на том, что происходит в центре. Спиралевидные лестницы наоборот способствуют эффекту суматохи, головокружения и замешательства. Квадратные и прямоугольные фигуры подчеркивают устойчивость, фундаментальность, логичность и неподвижность. Треугольники - это часто символ сложных и динамичных отношений между тремя противоборствующими героями. А ломая границы пространства с помощью зеркал, теней, света и ракурса кинематографисты легко достигают задачи дезориентировать зрителя.

В антиутопии "Голодные игры", также как и в большинстве других фильмов о нежелательном будущем превалируют масштабные здания с четкими прямоугольными формами и большими площадями. Все это демонстрирует давление власти над отдельным человеком. - Кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II", 2015 г.
В антиутопии "Голодные игры", также как и в большинстве других фильмов о нежелательном будущем превалируют масштабные здания с четкими прямоугольными формами и большими площадями. Все это демонстрирует давление власти над отдельным человеком. - Кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II", 2015 г.

Обычно локации в фильме не только способствуют раскрытию пути героя и служат площадкой для его передвижений. Часто они отражают характер и эмоциональное состояние героя. Чтобы показать подавленность и чувство одиночества, героя помещают в крупный город с обилием стремительно передвигающихся незнакомцев. Высотные крупные серые здания часто используются как метафора подавления человека. А маленькие магазинчики и кафе, наоборот символизируют семейственность, доброту и уют.

Хотя семейство Уизли было магами и по идее вполне могло наколдовать себе большой и современный дом, чтобы показать их сплоченность и бескорыстность, зрителям представили старенький маленький уютный дом. - Кадр из фильма "Гарри Поттер и дары смерти. Часть 1", 2010 г.
Хотя семейство Уизли было магами и по идее вполне могло наколдовать себе большой и современный дом, чтобы показать их сплоченность и бескорыстность, зрителям представили старенький маленький уютный дом. - Кадр из фильма "Гарри Поттер и дары смерти. Часть 1", 2010 г.

Кинематографисты используют не только реальные места и здания, но также создают павильоны, имитирующие архитектуру и создающие особенный дизайн декораций. Для футуристичных историй свойственна демонстрация огромных строгих пространств как символа победы бездушия, умертвившего все человеческое в антиутопиях. А тесные пространства и цвета ржавчины - это типичные приемы для создания образа разрухи нынешнего мироустройства.

"Безумный Макс", "Водный мир", "Кин-дза-дза!" и множество других фантастических историй предлагает нам пустынные немноголюдные полуразрушенные и покрытые ржавчиной  миры.  - Кадр из фильма "Кин-дза-дза!", 1986 г.
"Безумный Макс", "Водный мир", "Кин-дза-дза!" и множество других фантастических историй предлагает нам пустынные немноголюдные полуразрушенные и покрытые ржавчиной миры. - Кадр из фильма "Кин-дза-дза!", 1986 г.

Любимым приемом фильммейкеров является размещение героев в так называемом "лимбо" - в место с нейтральным или полностью отсутствующим фоном. Такие эпизоды позволяют зрителям безраздельно сконцентрировать внимание на героях, их словах и чувствах. Если нужно показать героя, который находится в точке бифуркации и должен принять одно решение из множества, очень часто он выходит на крышу и наблюдает за городом сверху вниз.

Герои фильмов часто проводят время на балконах высотных зданий или на их крышах. Помимо того, что такие кадры выглядят очень зрелищно, это отличный способ передать значимый момент в жизни героя - он принимает важное решение, которое полностью изменит его жизнь. - Кадр из фильма "Адвокат дьявола", 1997 г.
Герои фильмов часто проводят время на балконах высотных зданий или на их крышах. Помимо того, что такие кадры выглядят очень зрелищно, это отличный способ передать значимый момент в жизни героя - он принимает важное решение, которое полностью изменит его жизнь. - Кадр из фильма "Адвокат дьявола", 1997 г.

Для того, чтобы подобранные локации работали, кинематографистам нужно не только задать правильный вектор движения героев, но и тщательно подбирать перспективу и дистанцию между операторской камерой и героем. В зависимости от того, представлен ли герой на уровне глаз, заснят сверху или снизу, кардинально изменяется восприятие эпизода. Подробнее мы писали в статье Как понимать это кино? Разбираемся в операторских ракурсах и планах.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )