Этот фильм "отстой", а другой "супер"...
Мы все оцениваем кино в категориях нравится / не нравится, но объяснить что именно и почему нам нравится - задача не из простых. В серии статей мы расскажем как разбираться из чего вообще состоят фильмы, что именно в них стоит оценивать критически, как анализировать и зачем выбирать к просмотру. Эта статья посвящена локациям и правилам передвижения героев в кадре.
Любой фильм рассказывает историю персонажей, которые совершают те или иные действия. Все они куда-то и с какой-то целью движутся. Мы уже писали о стадиях, которые проходит герой в рамках типичного "пути героя" (Читайте подробнее в статье Как понимать это кино? Разбираемся что такое "путь героя" и из каких стадий он состоит).
Для кинематографистов важно не только поместить героя в те или иные события, способствующие развязке истории, но и правильно показать его физическое перемещение из одного места в другое.
Зритель воспринимает происходящее на экране как нечто, что должно подчиняться земным физическим законам. Поэтому если мы видим как что-то опускается сверху вниз, мы подсознательно считаем, что это движение происходит легко. А если что-то или кто-то поднимается снизу вверх, то имея представление о гравитации, мы расцениваем это движение как требующее усилия.
Для западной культуры привычно чтение и слева направо. Поэтому все, что движется по этой траектории мы воспринимаем как нечто передвигающееся легко и что это передвижение должно приносить удовольствие. Справедливо и обратное. Движение справа налево мы подсознательно оцениваем как напряженное и сложное. Поэтому из всех траекторий движения героев в фильме мы воспринимаем как самое сложное и тяжелое передвижение с правого нижнего угла по направлению в верхний левый угол.
Движущиеся герои, объекты или сама камера - важная составляющая визуального дизайна фильма. Причем вектор движения может быть продемонстрирован как непосредственно с помощью указания героя на какой-то объект или непосредственного перемещения в определенном направлении, так и с помощью построения перспективы. Часто в кино можно встретить общие кадры, в которых показана совокупность зданий, тротуаров и дорог - это создает иллюзию трехмерности и пространства, вглубь которого погружаются герои и сами зрители.
В кадре мы часто видим условные линии - здания, люди, предметы расположенные определенным образом создают иллюзию направления движения. Условные линии также формируются с помощью теней и света.
Направление движения также часто задается присутствием геометрических фигур в кадре. Круги вызывают у нас чувство гармонии и заставляют нас концентрировать внимание на том, что происходит в центре. Спиралевидные лестницы наоборот способствуют эффекту суматохи, головокружения и замешательства. Квадратные и прямоугольные фигуры подчеркивают устойчивость, фундаментальность, логичность и неподвижность. Треугольники - это часто символ сложных и динамичных отношений между тремя противоборствующими героями. А ломая границы пространства с помощью зеркал, теней, света и ракурса кинематографисты легко достигают задачи дезориентировать зрителя.
Обычно локации в фильме не только способствуют раскрытию пути героя и служат площадкой для его передвижений. Часто они отражают характер и эмоциональное состояние героя. Чтобы показать подавленность и чувство одиночества, героя помещают в крупный город с обилием стремительно передвигающихся незнакомцев. Высотные крупные серые здания часто используются как метафора подавления человека. А маленькие магазинчики и кафе, наоборот символизируют семейственность, доброту и уют.
Кинематографисты используют не только реальные места и здания, но также создают павильоны, имитирующие архитектуру и создающие особенный дизайн декораций. Для футуристичных историй свойственна демонстрация огромных строгих пространств как символа победы бездушия, умертвившего все человеческое в антиутопиях. А тесные пространства и цвета ржавчины - это типичные приемы для создания образа разрухи нынешнего мироустройства.
Любимым приемом фильммейкеров является размещение героев в так называемом "лимбо" - в место с нейтральным или полностью отсутствующим фоном. Такие эпизоды позволяют зрителям безраздельно сконцентрировать внимание на героях, их словах и чувствах. Если нужно показать героя, который находится в точке бифуркации и должен принять одно решение из множества, очень часто он выходит на крышу и наблюдает за городом сверху вниз.
Для того, чтобы подобранные локации работали, кинематографистам нужно не только задать правильный вектор движения героев, но и тщательно подбирать перспективу и дистанцию между операторской камерой и героем. В зависимости от того, представлен ли герой на уровне глаз, заснят сверху или снизу, кардинально изменяется восприятие эпизода. Подробнее мы писали в статье Как понимать это кино? Разбираемся в операторских ракурсах и планах.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )