Поскольку к ключевым элементам культуры относятся эталонные образы мужчины и женщины, которые определяют половую идентификацию каждого поколения, в любой культуре существуют различные маркеры, ориентированные на выделение половой идентификации. Следовательно, образ мужчины или женщины можно представить как «знаковую структуру, репрезентирующую соответствующую область семантического пространства»
. В то же время образы мужчины и женщины, как и другие элементы культуры, постепенно изменяются под влиянием огромного количества всевозможных факторов. В продуцирование отношений между полами вмешиваются СМИ, которые, воспроизводя и акцентируя внимание, создают образы гендерного мира, однозначно относимую к тому или иному полу символику. Репрезентация женщин, в том числе рекламная, давно служит объектом феминистской критики, так как женский образ в его нынешнем виде представляется конструкцией, возникшей в основном за счет работы масс-медиа. В современной культуре повышается значимость визуального компонента, по мнению некоторых исследователей в связи с увеличением количества изображений разного качества и назначения, внедряемых в современную жизнь человека, заставила выделить новый феномен как визуальная культура. Постепенно изображение превратилось из «источника визуальной информации и эстетического наслаждения» в «объект потребительского рынка». В настоящий момент, по мнению Т. Дашковой, можно зафиксировать значимость визуальной составляющей идеологии, в связи с этим особую значимость приобретает проблема визуального канона. Также можно отметить, что в современной визуальной культуре основным является именно женский образ, который является эстетическим объектом и выступает в роли носителя культурной семантики, выполняя различные экономические, социальные, политические и другие функции. Женские образы, которые визуально обозначены, не только отражают, но и формируют социальную реальность. Как отмечает К. Уоллерстайн, современная реклама демонстрирует нам «идеалы женственности, которым необходимо следовать». Однако, которые в свою очередь, являются недостижимыми, как например «героиновая» худоба Кейт Мосс, которая являлась иконой моды 1990-х. Некоторые авторы сравнивают современную борьбу с «лишним весом» с ритуальной деформацией ступней у китайских женщин. Так, А. Лебсак-Клейман подчеркивает, что стремление женщин соответствовать этим стандартам обусловлено тем, что «сильное и дисциплинированное тело без единого грамма лишнего веса – триумф и символ нашей власти над соблазном сверхпотребления». Женщины воспринимают эти стандарты как предписания для достижения успеха в современном социуме. Так о роли СМИ в формировании эталонных представлений о теле и поведении человека пишет С.Мартынов, подчеркивая, что демонстрируемый образ тела в СМИ становится зачастую индивидуальной целью человека. В совместной работе с Г.Ариной, С.Мартынов также отмечает, что зачастую это стремление достичь некого эталонного образа приводит к дисморфофобии и неудовлетворенности своим внешним обликом. Следует отметить, что в последнее время авторы все чаще поднимают проблему «жертв моды», к которым относят тех женщин, которые, попав под влияние модных эталонов женской красоты, перестают замечать собственные внешние достоинства и тем более забывают о «внутреннем наполнении».
Дж. Спархаук (Sparhawk J. M.) пытался выявить влияние СМИ и рекламы на самовосприятие и самооценку женщин по шкале аттрактивности внешнего облика. В ходе проведенного им исследования, было выявлено что, после просмотра рекламных слайдов, с изображением очень худых моделей самооценка себя по шкале внешней аттрактивности и привлекательности резко снижалась, а неудовлетворенность своей фигурой – возрастала. Таким образом, Дж. Спархаук отмечает, что СМИ и реклама осознано или не осознано влияют на самооценку, самоощущение, восприятие своего тела женщинами. Автор так же отмечает, что в ходе данного исследования, мужчинам предлагалось заполнить такую же шкалу после просмотра рекламных слайдов с очень красивыми мужчинами – моделями. Однако результатов, схожих с полученными результатами у женщин обнаружено не было. Таким образом, просмотр рекламы на самооценку мужчин не влияет, или влияет, но не значительно.
В лонгитюдном исследовании Х. Донт и М. Тиггеманна (Dohnt H., Tiggemann M.) принимали участие девочки в возрасте 5-8 лет, авторы исследовали стремление девочек соответствовать идеалу красоты, который пропагандируется СМИ и рекламой. Было выявлено что, у большинства девочек наблюдалось желание уменьшить свой вес, что дополнялось низким уровнем чувства самодостоинства. Таким образом, уже школьного возраста девочки живут в культуре, в которой СМИ навязывают стереотип аттрактивности, который отрицательно влияет на развитие образа тела и чувства собственного достоинства. И уже в этом возрасте девочки начинают соблюдать диету для сброса лишнего веса (который объективно отсутствует), что приводит к различного рода физиологическим изменениям их здоровья, многие из которых необратимы.
Ряд исследований наглядно демонстрируют, что женщины всех возрастов испытывают давление от просмотра телевизионных программ и рекламы. Под влиянием СМИ и рекламы у женщин появляется неудовлетворенность от своего веса и фигуры. Однако не только СМИ и реклама влияют на наше самовосприятие и самооценку. Большинство исследований показывает, что на нас влияют те люди, с которыми мы проводим много времени. Для большинства детей самое большое влияние оказывают члены их семей. Социальная теория обучения утверждает, что семья - ближайшая окружающая среда изучения для детей. В ряде исследований подчеркивалось, что на отношение к собственному телу влияет: взаимодействие между сестрами, а также отношение отца к женской внешности играют огромную роль в изображении тела, отношении к телу, и стремление их дочерей соблюдать диету. Как отмечает Т. Льечти (Liechty T.) огромное значение оказывает влияние родителей (особенно матери) на оценку собственной привлекательности. В ходе своего исследования Т. Льечти выявила, что оценка собственной привлекательности женщин зависит от отношения их матерей к внешности дочерей и установкам родителей о том, как следует выглядеть. Было отмечено, что эти установки сохраняются на протяжении всей жизни.
Не смотря на то, что в Европе и Америке данная тема имеет более длительную историю, в последнее время, в ходе глобализации СМИ, разделение на Запад и Россию в представлениях о моде и красоте практически стираются. Показы мод и все новые параметры красоты, мода на окраску волос, макияж и цвет глаз (цветные контактные линзы); бум на пластическую хирургию приводит к тому, что на данном этапе сложно выделить конкретные имена нескольких актрис, певиц, моделей или других известных женщин, которые являлись бы идеалом для большинства женщин.
В связи с этим, перед нами встала задача рассмотреть особенности представлений о красивой женщине, и влияние СМИ на данное представление. В выборку вошли 170 женщин в возрасте от 17 до 55 лет. Которым было предложено заполнить авторскую анкету «Оценка соответствия физических параметров внешнего облика, личностных особенностей и характеристик социально психологического статуса представлению о красивой женщине».
Для того, чтобы было возможно рассмотреть влияние СМИ на формирование представлений о красивой женщине, нами была использована анкета фильтр «Прототипы представлений о женской красоте», которая включала ряд вопросов. Участницам исследования было предложено ответить на вопрос: есть ли у них идеал красивой женщины, и если есть, то кто она: родственница, я сама, известная актриса/певица, собирательный образ СМИ и т.д. Если участники исследования в качестве идеала красоты выбирали актрису или певицу, то им предлагалось назвать их. Следует отметить, что около 36% участниц исследования указали на то, что у них есть собирательный образ красивой женщины, основанный на образцах красоты, транслируемыми СМИ, а около 28% затрудняются дать ответ, поскольку считают, что они не имеют визуального прототипа красивой женщины, менее 23% в качестве идеала красоты называют актрису/певицу. Около 13% указали родственников (мама, тетя, бабушка), подругу или указали, что считают себя идеалом.
Таким образом, в нашей выборке большинство участниц имеют конкретный визуальный образ, который выражается для них в образе конкретных людей (родственники, известные женщины), и незначительное количество затрудняется указать конкретные визуальные образы, обосновав данный ответ тем, что им сложно выразить свой образ «идеала красивой женщины». В тоже время, мы можем говорить о том, что почти 60% участниц исследования указали, что основное влияние на их представление указывают медийные средства (ответы «собирательный образ из СМИ» и «известная актриса/певица»)
Исходя из анализа данной анкеты – фильтра, мы также проанализировали возраст женщин (актрисы/певицы), указанных как идеал и диапазон возраста, к которому эти участницы исследования относят понятие «красивая женщина». Мы выяснили, что только 52% указанных женщин попадают в указанный диапазон, в то время как 48% старше, чем верхняя граница возраста «красивой женщины». Необходимо также отметить, что среди указанных идеалов были названы актрисы, которые известны по ролям в молодые годы (Одри Хепберн, Мэрилин Монро), однако, даже исключив их из второй группы, мы получим показатель около 40% - не попаданий в возрастной диапазон красивой женщины. Мы также можем заметить, что чем старше участница исследования, тем старше возраст женщины, которую она считает идеалом (прямая корреляционная связь (r=0,50, при р<0,05)).
В целом же следует отметить, что были известные актрисы и певицы, которых указывали несколько человек, такие как: Анжелина Джоли (М=6); Пенелопа Круз (М=4); Мэрилин Монро (М=3); Моника Беллуччи (М=3); Бейонсе (М=2); Мария Шукшина (М=2); София Ротару (М=2); Шарон Стоун (М=2); а также те которые называли только один раз: Бритни Спирс, Агния Дитковските, Анастасия Вертинская, Анжелика Варум, Валентина Толкунова, Ванеса Паради, Деми Мур, Дженифер Лопез, Дженифер Энистон, Джесика Альба, Ева Лангория, Ирина Алферова, Ирина Купченко, Ирина Понаровская, Катрин Денев, Кэтрин Мак Кормак, Николь Кидман, Одри Тоту, Одри Хепберн, Патрисия Каас, Сher (Шер), Скарлетт Йохансон, Софи Лорен, Фея Деревяшкина, Хелена Бонеш Картер, Шарлиз Терон, Элеонора Быстрицкая, Эминуэль Беар. Анализ фотоизображений названных красивых женщин показал, что это чаще брюнетка, реже крашеная блондинка, с выраженными глазами (большие, яркие, выразительные), средней комплекции, с пропорциональной фигурой.
В ходе анализа нами были выявлены незначительное количество различий в представлениях о красивом внешнем облике между участниками исследования, имеющими идеал женской красоты и не имеющими его. Было выявлено что, в представлениях участников исследования, имеющих конкретный идеал красоты, тиражируемый в визуальных образах, красивая женщина выглядит более маскулинной, так как они значимо выше оценивают соответствие ей следующих характеристик: сильная физически (t=2,412; р<0,05), готовая идти на риск (t=2,318; р<0,05), самодостаточная (t=2,403; р<0,05), но при этом обаятельная (t=2,316; р<0,05), ухоженная (t=3,080; р<0,05) и чистая (t=2,348; р<0,05).
С целью выделения ядерных характеристик представлений и периферии представлений о красивой женщине у лиц, придерживающихся и не придерживающихся конкретных эталонов женской красоты, нами была проведена процедура квартилирования. Те характеристики, которые попали в верхний квартиль – мы относим к ядерным. Таким образом, представления включают характеристики «внешней» и «внутренней» красоты женщины. Они входят как в ядро представлений, так и находятся на его периферии. Исходя из теории социальных представлений, ядерные характеристики являются наиболее устойчивыми, отражают групповые тенденции в интерпретации женской красоты, а периферийные характеристики в большей степени свидетельствуют об индивидуальном опыте осмысления различных показателей женской красоты, отличаются вариативностью. В ядре представлений совмещены устойчивые характеристики физического компонента внешнего облика, личностные особенности красивой женщины, ее образовательный статус и возрастной диапазон. Периферийные характеристики, вошедшие в представление о красивой женщине, имеют более низкий уровень значимости для процессов отождествления женщины с группой «красивые», но, соединяясь по-разному с ядерными характеристиками, они влияют на возникновение эффекта «вариативности» представлений о красивой женщине.
Общими и для женщин у которых идеал женщины сформирован на основе СМИ и для тех кто считает, что у него нет идеала, являются такие характеристики, как: обаятельная, любящая, дружелюбная, чистая, женственная, счастливая, умная, интересная в общении, не глупая, вежливая, воспитанная, гармоничная, харизматичная, любящая, обаятельна, целеустремленная, пропорциональная, выразительные, длинные ресницы, ухоженные волосы, здоровые волосы, чувственные губы, ухоженные ногти, ухоженные руки, чистая кожа, гладкая кожа. У женщин считающих, что у них нет идеала, в ядро также входят: доброжелательная, интеллектуальная, образованная, понимающая, умеет выслушать, умеет поддержать, верная, тактичная, ласковая. Те женщины, которые формируют свой идеал красоты основываясь на медийной культуре, в ядро входят такие характеристики, как: независимая, самодостаточная, стройная, длинные и густые волосы, делает маникюр и педикюр. Таким образом, те женщины, которые признают влияние на них СМИ называют большее количество характеристик внешнего облика, в то время, как женщины, которые указывают что у них нет идеала – включают в ядро представлений большее количество личностных характеристик. Необходимо отметить, что периферия представлений у этих двух групп полностью совпадает, и включает различные характеристики описывающие цвет волос и глаз, а также такие личностные характеристики как: доверчивая, неестественная, необязательная, равнодушная, ревнивая, сильная физически, уступчивая.
Подводя итог, можно констатировать, что наличие отрефлексированных и недостаточно отрефлексированных идеалов красивой женщины (певцы, актрисы) незначительно влияет на структуру представления о красивой женщине. Об этом свидетельствует большое количество совпадений в оценках соответствия характеристик, вошедших в представление о красивой женщине. Незначительные различия между ними, например, у участниц, придерживающихся эталонов женской красоты, представление о красивой женщине более маскулинное, в него входит больше физических параметров внешности, чем у тех женщин, которые не имеют четких эталонов женской красоты, позволяют создать обобщенное представление о красивой женщине.