По данным Министерства регионального развития РФ с 1990 года в стране исчезло 23 тысячи населенных пунктов, 20 тысяч из этого числа – деревни и поселки. И это цифры на декабрь 2020 года. Это не просто географические названия на карте! Это семьи с детьми, пенсионеры, школы, детские сады, аптеки, магазины, это земля сельскохозяйственного назначения на которой работало не одно поколение.
Кощунственное отношение нынешней власти к российской деревне – это преступление, не имеющее срока давности.
Сложилось так, что испокон веков люди селились на берегах больших и малых рек, вода – это жизнь. Что сейчас происходит с малыми реками в Старопорубёжском МО? А происходит то, что они могут совсем исчезнуть.
Так, река Рубёжка второй год пересыхает, крупные реки страдают от маловодья. Можно списывать проблему на малоснежные зимы и засушливое лето, но причина в другом - нет подпитки, русла речек заилены. Для приведения их в надлежащее состояние нужны большие деньги, госпрограммы. Но, разве кто-то об этом думает в высоких кабинетах?
В нашем районе большого паводка не было больше 10 лет, наполняемость рек минимальная, что должно произойти, чтобы власть обратила на это внимание? Активный забор воды без накопительной системы для нужд сельского хозяйства чреват плачевными последствиями. Может, стоит уже сейчас заняться этим и не ждать полного пересыхания водоемов? Если сейчас качество воды приравнивается к технической, то в ближайшее время и количество воды может стать критическим.
В Старой Порубежке власти не хотят видеть этой проблемы. Это же надо напрягаться, хлопотать, собирать с жителей, общественников и фермеров подписи, отправлять заявку в Министерство сельского хозяйства РФ! А между тем, яркий пример, как решаются такие вопросы, есть.
В прошлом году жители и сельхозники сел Клинцовка и Любицкое забили по этому поводу тревогу, обращались ко многим, предлагали решение проблемы. В ответ - только отговорки и отписки.
Инициативная группа обратились к депутату Собрания Пугачевского района от КПРФ О.В. Лубковой, и к ее коллеге по партии О.Н. Алимовой - депутату Госдумы. Были сделаны депутатские запросы, подключены структуры в Москве и дело сдвинулось с мертвой точки. Новоуспенское водохранилище, которое питало наши малые реки и пруды от границы Кранопартизанского района, было введено в эксплуатацию в далеком 1981 году. Система работала, воды хватало и людям, и на полив колхозных и совхозных полей. Во время активного разбазаривания советской системы мелиорации, куда-то пропали задвижки. И всё пришло в упадок. И если бы О.В. Лубкова и О.Н. Алимова не взялись за эту тему, не вышли напрямую на Мелиоводхоз и министра сельского хозяйства области, местная власть продолжала бы ровно сидеть на своих стульях, ни о чем не беспокоясь.
В 2021 году принято решение о ремонтно-восстановительных работах на Новоуспенском водохранилище, из Федерального бюджета выделены субсидии в размере 16,2 млн. рублей. Работы начались, на данном этапе устанавливаются задвижки и фильтры.
К чему я упомянула Новоуспенское водохранилище? Как утверждают старожилы, в советское время велся сброс воды в Малую Чалыклу в большом объёме, излишки воды шли прямиком в реку Камелик, ну а далее в Б. Иргиз. Возможно, с нынешними климатическими условиями этой воды будет недостаточно, но подпитка для малых рек весомая. В селе Пестравка, Самарской области, так же стоят задвижки для спуска воды в Б. Иргиз, и если наша власть удосужится похлопотать, проблема может успешно решена.
Да, эффективное ведение сельского хозяйства предполагает развитие системы полива. Но это влечет больший расход воды, чем было 20-30 лет назад. Многие сельчане видят спад воды в Б. Иргизе, когда разница с весной составляет 5-6 метров. Возможна ли будет полноценная жизнь села в предполагаемых условиях, скажем лет через пять?
Еще одна проблема – мусор. Работа власти заключается и в том, чтобы организовать работу по очистке берегов водных артерий от хлама. Работа с жителями должна вестись постоянно. Я не раз по этому поводу беседовала с главой Старопорубёжской администрации, и вроде бы как начиналось какое-то движение, но сейчас воз и ныне там. Весной при таянии снега весь этот мусор стекает в наши реки. Какую воду мы пьем?
Не у каждого жителя наших сел имеется возможность приобретать бутилированную воду в магазинах. Каждый знает, что проблем с водой в нашем МО предостаточно. Элементарно отсутствуют фильтры грубой очистки, каждый житель наблюдал живность, плавающую в воде. Только цены на потребление воды периодически поднимают, и, кстати говоря, тарифы за воду (с человека) у нас самые высокие.
Проблемы пересыхания рек и качества воды нужно решать в комплексе. Это одна из первоочередных задач на ближайшую перспективу. Деревни сегодня медленно умирают из-за недофинансированности, из- за отсутствия условий для нормальной жизни. Сохранить то, что нам даровано природой - наш долг перед будущим поколением.
Е. Фирсова, руководитель «ВЖС Надежда России» в Старопорубёжском муниципальном образовании