Найти в Дзене

Памирский тракт: как создавалась одна из красивейших дорог мира

Автор: Гафур Шерматов, историк, специально для Asia-Plus

Памирский тракт — автомобильная дорога, соединяющая города Ош (Киргизия), Хорог (Таджикистан) и Душанбе Фото: Телеграф
Памирский тракт — автомобильная дорога, соединяющая города Ош (Киргизия), Хорог (Таджикистан) и Душанбе Фото: Телеграф

6 сентября 1940 года было завершено строительство Большого Памирского тракта. Наверное, никогда раньше и даже на сегодня не было такого рекорда в мировом дорожном строительстве, который смог установить таджикский народ, построив за три с половиной месяца Большой Памирский тракт.

Восточная часть Таджикской ССР – Гарм и ГБАО были отрезаны непроходимыми горами от центра республики.

1926 год. Развьюченный караван на памирском овринге. Теперь здесь проложен Большой Памирский Тракт. (Государственный архив Республики Таджикистан)
1926 год. Развьюченный караван на памирском овринге. Теперь здесь проложен Большой Памирский Тракт. (Государственный архив Республики Таджикистан)

До 1940 года из Хорога в Душанбе можно было попасть только проехав 732 километра до Оша (Кыргызстан) по автогужевой дороге, а затем 1551 километр по железной дороге.

Попытки строительства прямой дороги  Душанбе – Хорог были предприняты еще в 1932-1933 годах, но ввиду колоссального объема работ и отсутствия материальной и технической базы, эти попытки не увенчались успехом.

1940 год, на строительстве одного из участков Большого Памирского тракта. Фото: Госархив РТ
1940 год, на строительстве одного из участков Большого Памирского тракта. Фото: Госархив РТ

Все грузы доставлялись только вьючным транспортом через горные перевалы и пропасти по узким головокружительным тропам и оврингам. К тому же эти тропы значительную часть года были закрыты.

Дорога на крышу мира – карта-схема дороги Душанбе - Хорог (Российский государственный архив социально-политической истории)
Дорога на крышу мира – карта-схема дороги Душанбе - Хорог (Российский государственный архив социально-политической истории)

В 1939 году жители Гармского района и Горно-Бадахшанской автономной области обратились в правительство республики  с инициативой разрешить приступить к строительству автодороги Душанбе-Хорог скоростным народным методом - хашаром.

Инициативу народа  правительство республики поддержало. А вскоре и Советское правительство дало указание соединить автострадой Душанбе с центром Памира – Хорогом.

Октябрь 1940 года. Старики памирцы осматривают машину, впервые прибывшую в Хорог из Душанбе по Большому Памирскому Тракту.Фото Н. Софьина
Октябрь 1940 года. Старики памирцы осматривают машину, впервые прибывшую в Хорог из Душанбе по Большому Памирскому Тракту.Фото Н. Софьина

Начальником строительства был назначен Александр Васильевич Мазаев. В марте 1940 года приступили к работе изыскательские партии. Массовый выход  жителей Гарма, Дарваза, Памира начался в конце мая.

В этом грандиозном проекте участвовало более 30 тыс. человек.

1940 год, на снимке в центре глава Советского Таджикистана Дмитрий Протопопов встречается со строителями Большого Памирского Тракта. Слева руководители строительства А. Мазаев и В. Карамов.Фото Н. Софьина (Государственный архив Республики Таджикистан)
1940 год, на снимке в центре глава Советского Таджикистана Дмитрий Протопопов встречается со строителями Большого Памирского Тракта. Слева руководители строительства А. Мазаев и В. Карамов.Фото Н. Софьина (Государственный архив Республики Таджикистан)

Строительство дороги было рассчитано на 5 лет; в мире не было равной ей по трудности работ и высоте, крутизне, крепости скал.

Как строили? Ходили по оврингам, срывались. Висели на веревках, раскачивались над рекой, бурили шурфы для взрывчатки, навалившись, сталкивали в Пяндж глыбы величиной с дом.

1940 год. На снимке геодезисты, топографы, руководители строительства перед отправкой на прокладку Большого Памирского тракта. В центре начальник строительства Алексей Мазаев, слева от него Вагаршак Карамов. (Государственный архив Республики Таджикистан)
1940 год. На снимке геодезисты, топографы, руководители строительства перед отправкой на прокладку Большого Памирского тракта. В центре начальник строительства Алексей Мазаев, слева от него Вагаршак Карамов. (Государственный архив Республики Таджикистан)

Дорога была построена на одном дыхании, в едином порыве обеспеченном умелой подготовкой, четким руководством, инженерным расчетом, налаженным снабжением…

1940 год, на строительстве одного из участков Большого Памирского тракта.
1940 год, на строительстве одного из участков Большого Памирского тракта.

Было взорвано два миллиона кубометров монолитных гранитов, столько же в каменистых грунтах и еще миллион в коварнейших осыпях, по которым и пройти опасно, израсходовано 1149 тонн аммонита.

Автомобильная трасса длиной 567 километров была построена за 104 дня – по пять километров в день.
1940, год на строительстве Большого Памирского тракта (Российский государственный архив социально – политической истории)
1940, год на строительстве Большого Памирского тракта (Российский государственный архив социально – политической истории)

452 строителя дороги были награждены орденами и медалями СССР. В том же году ишкашимцы, ваханцы строили другую дорогу и немалую  - в двести сорок километров. Одновременно строились мосты, дамбы, а вдоль дорог тянулась связь.

1940 год, лучшие водители душанбинского автотреста «Таджиктранс», первыми доставившие промышленные грузы в Хорог.Фото Н. Софьина (Государственный архив Республики Таджикистан)
1940 год, лучшие водители душанбинского автотреста «Таджиктранс», первыми доставившие промышленные грузы в Хорог.Фото Н. Софьина (Государственный архив Республики Таджикистан)

В 1940 году с большинством населенных пунктов Памира была установлена телеграфная связь. Открыта регулярная авиалиния Душанбе – Хорог, Душанбе – Ишкашим.

12 октября 1940 года первая колонна прошла сквозным рейсом из Душанбе в Хорог.

Митинг по случаю открытия Большого Памирского тракта, 6 сентября 1940 года (Фонд Хорогского краеведческого музея)
Митинг по случаю открытия Большого Памирского тракта, 6 сентября 1940 года (Фонд Хорогского краеведческого музея)

С тех пор путь из Душанбе на Крышу мира, совершается не за месяц, а за день-два. А легендарный и сказочный край, окруженный прежде неприступными горами, превратился хоть и не в близкий, но доступный регион.

1940 год. Первый грузовой автомобиль с грузом древесины направляется в Хорог.Фото Н. Софьина (Государственный архив Республики Таджикистан)
1940 год. Первый грузовой автомобиль с грузом древесины направляется в Хорог.Фото Н. Софьина (Государственный архив Республики Таджикистан)

Российский автопортал car.ru в 2019 году включил в свой ТОП самых красивых дорог мира Памирский тракт в Таджикистане.

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.ДзенOK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, TelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.