Найти тему
Июньский кот

История освоения космоса (9). Полет Вирджила Грисома (США, 1961 год).

Продолжаем разбираться, как происходило освоение космоса. В прошлых статьях мы коротко рассмотрели устройство космического корабля Меркурий (первого американского пилотируемого корабля), и историю испытаний Меркурия и ракеты-носителя Рэдстоун (часть 1 и часть 2), а также рассмотрели первый американский (и второй в мире) пилотируемый полет Алана Шепарда.

21 июля произошел второй американский (и третий вообще) пилотируемый полет в космос. На борту находился астронавт Вирджил Грисом. Как и первый американский полет Шепарда, этот также был лишь суборбительный прыжок на высоту больше 100 км.

Также снова использовался комический корабль Меркурий, и ракета-носитель Редстоун (модификация МБР Атлас-D). Однако были внесены изменения в устройство корабля. Если в первом корабле Шепарда были лишь перископ и два иллюминатора диаметром 25 см, то в корабле Грисома поставили окно 48 на 28 см. Вес входного люка был снижен до 10,4 кг, теперь он мог открываться как внутрь, так и наружу. Был перекомпонован пульт пилота, добавлена ручка управления угловой скоростью разворота корабля. Также в скафандр был добавлен мочеприемник.

Как и в первом полете, старт, назначенный на 19 июля, был перенесен из-за плохой погоды. Да и 21 июля старт произошел только с третьей попытки, с общей задержкой на 80 минут. Максимальная высота составила 190 км.

Алан Шепард во время первого полета был перегружен заданиями и операциями, поэтому количество заданий для Грисома уменьшили. По большей части он занимался только наблюдением Земли, но все равно зазевался и чуть ли не в последний момент вручную развернул корабль под нужным углом для торможения (через 7 минут после начала полета).

Через 15 минут после старта корабль Грисома приводнился в Атлантике. Грисом освободился от скафандра (но оставил шлем, чтобы быть на связи), и сообщил о себе службе спасения. Но через 10 минут самопроизвольно сработали пироболты бокового люка, он отлетел, и вода начала заливаться внутрь корабля. Грисом выпрыгнул наружу. Подлетевшие вертолеты успели в последний момент подхватить Грисома и корабль, однако у вертолета, несшего под собой корабль, начались неисправности, и пилот был вынужден сбросить груз. Корабль затонул на глубине 4890 м.

В марте 1992 года корабль был обнаружен сонарной съемкой. Лишь 20 июля 1999 года, благодаря финансированию канала Дисковери, корабль был поднят со дна.

Что же касается Грисома, то в этом полете он спасся, но старуха с косой все равно его догнала. 27 января 1967 года Грисом с двумя товарищами погиб при пожаре на испытаниях корабля Аполлон-1.

Продолжение следует.

Американский ответ Гагарину: полет Алана Шепарда (май 1961 г.).

Американский проект "Меркурий" (1959 - 1963 гг.).

Испытания Меркурия и ракеты-носителя Рэдстоун - часть 1 и часть 2.

На этом спасибо за внимание!

Наука
7 млн интересуются