Найти в Дзене
Ia-centr.ru

Памирский тракт: как создавалась одна из красивейших дорог мира

6 сентября 1940 года было завершено строительство Большого Памирского тракта. Наверное, никогда раньше и даже на сегодня не было такого рекорда в мировом дорожном строительстве, который смог установить таджикский народ, построив за три с половиной месяца Большой Памирский тракт.

Восточная часть Таджикской ССР – Гарм и ГБАО были отрезаны непроходимыми горами от центра республики.

До 1940 года из Хорога в Душанбе можно было попасть только проехав 732 километра до Оша (Кыргызстан) по автогужевой дороге, а затем 1551 километр по железной дороге.

Попытки строительства прямой дороги  Душанбе – Хорог были предприняты еще в 1932-1933 годах, но ввиду колоссального объема работ и отсутствия материальной и технической базы, эти попытки не увенчались успехом.

-2

Все грузы доставлялись только вьючным транспортом через горные перевалы и пропасти по узким головокружительным тропам и оврингам. К тому же эти тропы значительную часть года были закрыты.

-3

Начальником строительства был назначен Александр Васильевич Мазаев. В марте 1940 года приступили к работе изыскательские партии. Массовый выход  жителей Гарма, Дарваза, Памира начался в конце мая.

В этом грандиозном проекте участвовало более 30 тыс. человек.

1940 год. На снимке геодезисты, топографы, руководители строительства перед отправкой на прокладку Большого Памирского тракта. В центре начальник строительства Алексей Мазаев, слева от него Вагаршак Карамов. (Государственный архив Республики Таджикистан)
1940 год. На снимке геодезисты, топографы, руководители строительства перед отправкой на прокладку Большого Памирского тракта. В центре начальник строительства Алексей Мазаев, слева от него Вагаршак Карамов. (Государственный архив Республики Таджикистан)

Дорога была построена на одном дыхании, в едином порыве обеспеченном умелой подготовкой, четким руководством, инженерным расчетом, налаженным снабжением…

Автор: Гафур Шерматов, историк

Источник