В изобразительном искусстве нет мелочей. Каждый момент творчества, организация рабочего места скажется на манере письма, на изобразительной форме, фактуре и в итоге на содержание картины. Я заметила четкую зависимость от того как художник работает и его манерой.
Когда я еще училась, и мы писали длительные постановки, где было необходимо проработать все детали, студенты старались удобнее сесть, чтобы сосредоточится именно на прописке. Меньше устаешь, не отвлекаешься на затекшие ноги, не надо держать в руке палитру. Да и физически тяжело стоять 4 пары подряд.
Сейчас мне тоже удобнее работать сидя, но это не всегда получается. Сидя хорошо прописывать небольшие форматы, когда живопись умеренно пастозная. И то необходимо вставать и смотреть на работу со стороны. Сидя хорошо писать, когда тебе комфортно: не жарко и не холодно.
А вот делать подмалевок, да еще на большом формате сидя не возможно. Если надо написать короткий выразительный этюд, к тому же ограниченный по времени, то удобнее это делать стоя. Ведь так проще отходить от работы, смотреть на результат.
Если художник работает пастозно, крупными мазками, если большой размер холста, он сможет писать только стоя. Там и не получится сесть, не позволит сама картина.
Замечала по себе если я сижу, то работа пишется в спокойной неторопливой манере, с акцентами на прописку и проработку деталей. Я никуда не спешу и часто работаю небольшой кистью. Даже само настроение работы получается более радостное и умиротворенное. Такой созерцательный подход к миру.
Если же я стою, то манера письма становится экспрессивнее и динамичнее. Работая стоя, я невольно убыстряюсь, обобщаю объемы и сильнее отбираю детали. Работа ведется большими плоскостями и большими кистями. Только самое главное и выразительное. Если же мне будет надо проработать кусочек детально, я постараюсь все же сесть. Настроение работы тоже меняется. Движение, эмоциональность и напряженность получается в таких этюдах лучше.
Иногда стоит только встать или сесть, и этюд пойдет совсем иначе. Часто это происходит на подсознательном уровне. Так напишешь работу стоя, если всегда сидел и удивишься результату, как будто писал другой человек.
Если делаются работы в авангардной манере, где есть эксперименты с формой, то тоже удобнее делать их стоя. Вернее не сидя, ведь там художники, что только не вытворят рядом с холстом, чтобы добиться требуемого декоративного эффекта. Работа с пастами, жидким акрилом, золотом тоже требуют движения рядом с холстом.
Знаю одного человека, он не мог сидеть и писать в принципе. Его темперамент заставлял бегать вокруг холста. Сделает мазок и отбежит. Потом сделает второй и снова отбежит и смотрит, как лег мазок. Так и бегал весь день. Зато работа в итоге вся вибрировала от его манеры письма. А другая художница всегда рисовала сидя, и это отражалось на ее спокойные и мягкие работы.
Я бы рекомендовала начинающим художникам попробовать писать по-разному. Это всегда полезно.
Надеюсь, моя статья будет вам интересна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и отзывы.