В 1978 году, в эпоху торжества панка и диско, многие рок-группы решили изменить свой саунд в пользу более популярных рок-течений, но перед таким поворотом решили выпустить двойные концертные альбомы. Наиболее интересными мне показались «концертники» британской группы Jethro Tull, американской Kansas и немецкой Scorpions.
Концертные альбомы – это, без всякого сомнения, лицо любой рок-группы, которая не поет на «живых» выступлениях под фанеру. В 1970-е годы такие альбомы были очень распространены, и порой «концертник» приносил группе больше тиражей и долларов, чем иной «студийник».
До 1972 года в моде были одинарные концертные альбомы, но с появлением эпохального Deep Purple «Made in Japan» мода изменилась, и самым шиком было на пике творческого успеха выпустить именно «двойник». Правда, какие-то группы шли дальше, они умудрялись выпускать и очень прибыльные тройные альбомы (Например, «Yes», «ELP», «Wings»), но все же «двойники» были более популярны.
Во второй половине 70-х хард-рок и прог-рок стал терять свои позиции, и всем группам, которые до этого играли в этом стиле, пришлось или переформатипровать свою музыку, или исчезнуть. Наиболее понятливые музыканты, которые были прежде в той или иной мере лидерами, перед тем, как измениться в угоду более популярным течениям, поспешили выпустить концертные диски с прошлыми своими шедеврами.
И вот, в 1978 году вышло сразу три двойных «концертника» от групп, которые до этого успели побывать в хедлайнерах, или, по крайней мере, в фаворе у своих поклонников. Нет, таких двойников было больше, но я хочу рассказать о трех самых убойных, которые представили группы, выпустившие их, не хуже, чем лучшие студийные альбомы.
1). Jethro Tull «Live ~ Bursting Out».
Jethro Tull – эта английская группа к 1978 году была вполне успешная и очень известная, причем в США даже больше, чем в своей родной Англии. Почти все альбомы в американские чарты заходили гораздо лучше, чем в европейские, а альбом «Aqualung» 1971 года в Америке даже стал трижды «платиновым». И вот с таким солидным багажом группа наконец-то выпускает свой самый известный концертник «Live ~ Bursting Out».
Этот двойной концертный вышел в сентябре 1978-го, а записывался во время тура в поддержку очередного студийного альбома «Heavy Horses» на концертах в Европе. На каких именно площадках записывались песни, вошедшие на альбом, информации нет. Но раз на диске зафиксирован спич Клода Нобса, предваряющий альбом, скорее всего, основная часть записей была сделана в швейцарском Монтрё. Дело в том, что в 70-х именно в Монтрё этот известный музыкальный менеджер владел студией звукозаписи и концертными площадками, на которых обычно выступали самые знаменитые группы и исполнители.
Альбом получился шикарным и очень мощным, правда, с первых трех альбомов на него попали всего две композиции, зато наиболее известные. В США и Канаде этот «двойник» стал «золотым» (по 500 тысяч проданных копий), а вот в Великобритании разошлось даже меньше 100 тысяч. Сразу после этого группа начала активно менять состав и, что самое главное, прог-роковый стиль звучания на более коммерческий.
2). Kansas «Two for the Show».
Kansas к 1978 году была очень известной в США рок-группой, достаточно сказать, что альбомы 1976 и 1977 гг. так «шустро» продавались, что сегодня имеют «мультиплатиновые» статусы. На волне этого успехи и было решено выпустить двойной концертный альбом.
Песни, которые вошли на «Two for the Show», были записаны в разных городах Америки, включая и Нью-Йорк, в 1977-78 годах. Альбом вышел в октябре 1978 года, а уже к лету 1979-го получил «платиновый» статус (1 миллион проданных копий). Сразу после его выхода группа стала менять свой прог-роковый стиль на более легкий, но это ей не помогло – через несколько лет ее альбомы вообще перестали попадать в чарты.
3). Scorpions «Tokyo Tapes».
В отличие от предыдущих двух групп, «Scorpions» не были так популярны, и если и были известны в мире, то только как группа поддержки более знаменитых звезд. Тем не менее, к 1973 году к «Скорпов» был солидный багаж из пяти довольно неплохих, а в некоторых местах даже очень сильных альбомов, поэтому вопрос о фабрикации «концертника» был совсем не праздным.
Идея выпустить именно двойной альбом пришла в голову менеджменту группы после очень успешных гастролей в Японии, которые принесли Scorpions огромный успех и неплохие деньги. Японцы согласились спонсировать этот «двойник», поэтому на него вошли записи, сделанные 24 и 27 апреля в Токио, в известном концертном зале Nakano Sun Plaza.
Альбом впервые вышел в Японии в августе 1978 года, чуть позже – во многих европейских странах, но уже с другим конвертом, а в январе 1979-го – и в Америке с тем же европейским конвертом. Правда, в США он в чарты не попал, зато очень хорошо продавался в Германии, Франции и Швеции.
Сразу же после выпуска этого «концертника» из группы уволился старый прог-роковый гитарист Ули Рот, а вместо него пришел истинный металлист Маттиас Ябс. Группа изменила стиль на более коммерческий, и со следующей своей пластинки, продемонстрировавшей совсем другую музыку, стала известной во всем мире.
В заключение следует сказать, что в 1978-м году также выпустила свой первый двойной концертный альбом и популярная уже к тому времени британская рок-группа Thin Lizzy, но об этом альбоме я хочу написать отдельную статью.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
ТОП-3 лучших тройных концертных альбомов эпохи 70-х
Топ-5 лучших концертных альбомов известных рок-групп, выпущенных в 1970-х
«The Song Remains the Same» ~ первый официальный «концертник» Led Zeppelin, выпущенный в 1976-м году
Официальные «концертники» Deep Purple, выпущенные на виниле в период 1969-1991 гг.