Найти тему
Катехизис и Катарсис

Самолеты в годы Первой мировой

Оглавление

Зарожденные в начале 20 века самолеты почти сразу же попали под пристальные взгляды военных, пытающихся найти эффективное применение новой игрушке. И ведь нашли ей применение еще до Первой мировой войны, тем самым получив хоть какой-то боевой опыт.

В 1911 году самолеты применили в Итало-турецкой войне. Как, с чем и почему использовать сие изобретение никто не знал, а потому задание дали по типу пусть делает как все. В данном случае все — это те кто умеет летать, аэростаты занимались разведкой и самолеты взяли на себя те же функции. Однако уже к концу этой войны итальянцы начали снаряжать свои самолеты бомбами. Сбрасывали их крайне примитивно — руками из кабины, да и сами бомбы были кустарно изготовленные.

Данное фото чисто для демонстрации ручного сброса, на нем не итало-турецкая война ( я вообще не знаю откуда оно, извините )
Данное фото чисто для демонстрации ручного сброса, на нем не итало-турецкая война ( я вообще не знаю откуда оно, извините )

Таким образом к началу Первой мировой войны самолеты оставались многообещающим, но еще мало изученным видом техники. Их путь оставался тернист и еще полон ошибок, но надвигающаяся война готовила мощный толчок для их развития.

А теперь непосредственно к Первой мировой

Самолеты сразу же вытеснили кавалерийскую разведку. Они были быстрее и наглее, а в начале войны могли и вовсе почти беспрепятственно пересекать линию фронта.

Чуть позже у самолетов прибавилось забот, теперь их посылали еще на корректировку артиллерийского огня. Аэростаты и воздушные шары плохо справлялись с этой задачей, так как могли наблюдать только со своей территории и даже так они являлись легкой мишенью. Летчики передавали информацию с помощью вымпелов с донесениями и, что немало важно, радиосвязи.

Разведка самолетом это конечно классно, но наблюдатель не всегда мог максимально конкретно передать информацию, что снижало эффективность разведки. Но на счастье вояк фотосьемка тоже не стояла на месте. Теперь самолеты проводили еще и аэрофотосьемку.

-2

На начальном этапе войны вооружения у самолетов не было, но время шло вперед и вскоре аэропланы обзавелись пулеметами ,бомбами и бутылками с зажигательной смесью, а некоторые даже оснащались металлическими стрелами (флешеттами) для поражения пехоты и конницы. Первые применения таких авиационных стрел приносили по истине неплохие результаты. Солдаты привыкли что самолеты летают и почти никогда не наносят вреда, а потому не спешили бежать в укрытия или открывать огонь по неприятелю в воздухе. Впрочем, нежданные стальные дожди из кучи сброшенных стрел весьма быстро приучили солдат к привычке реагировать более активно на вражеские самолеты, да и на союзные оглядываться.

-3

Таким образом самолеты начали осваивать еще одну специальность, бомбардировку. Несли они около 50 — 60 кг бомб. Иногда летчик летел один, без наблюдателя, тем самым увеличивая бомбовую нагрузку. А уже в ноябре 1914 года французы сформировали бомбардировочное подразделение.

кабина аэроплана русской армии
кабина аэроплана русской армии

Бомбосбрасыватели появились почти сразу же как только самолеты начали укомплектовывать бомбами. Сначала они были кустарного производства, но довольно быстро самолеты оснастили бомбодержателями заводского изготовления.

Несмотря на множество выполняемых задач самолеты все еще не были разделены по назначению. Все они были попросту многоцелевыми машинами. Несмотря на свою универсальность самолеты были крайне просты в производстве. Новые типы выходили каждый месяц, при этом изготавливали их чуть ли не в мебельных мастерских.

Первыми класс истребителей создали немцы, незначительно обогнав французов. Моноплан ( имеет одно крыло ) «Фоккер» — первый в мире истребитель. Ключевым фактором, способствовавшим успеху монопланов «Фоккера», стало оснащение их синхронизаторами — они стали первыми в мире самолетами, получившими такие устройства для стрельбы через винт (французы же просто навесили защиты на винт и стреляли и по противнику и по собственному винту). В то же время Инспекторат воздушных войск ввел новую группу в классификации самолетов — «Е», обозначавшую одноместные вооруженные монопланы. Пулеметы в первых истребителях были закреплены строго по курсу, прицеливание выполнялось маневром самолета.

-5

Летом 1915 Фоккер был лучшим истребителем, не имевшем конкурентов. Французские самолеты уступали ему в маневренности и огневой мощи ( спасибо тяжелому бронированному винту, сжирающему часть пуль ).

Британцы шагнули еще дальше, создав истребитель «Sopwith Pup», в его вооружение входили пороховые ракеты ( 8 шт на самолет ). Этот позволяло особенно эффективно уничтожать дирижабли и аэростаты.

-6

Но это все монопланы и бипланы ( имеют 2 крыла ). Стремление создать более маневренный самолет привело к появлению нового типа конструкции самолетов — трипланов, имевших 3 крыла.

Трипланы были распространены в немецкой и английской армиях. Однако за свою маневренность они платили скоростью и в 1917 году от них постепенно начали отказываться в пользу проверенных бипланов.

-7

Развитие истребителей привело к тому что у любителей побомбить окончательно забрали любимые игрушки — дирижабли. Они и до этого от огня с земли страдали и от погоды зависели, а тут еще и в небе родном доконали. Ну что же, придется переходить на самолеты. Как упоминалось выше бомбардировщики зарождались еще с самого появления самолетов, но было пара проблем — грузоподьемность и точность (дирижабль мог зависнуть над целью в отличие от самолета).

Бомбардировщики начали толстеть, набирать грузоподьемность. Обзавелись специальными прицелами. Итальянцы создали триплан Ca.4 способный взять 1.5 тонны бомб, за что расплатились маневренностью и использовали его только ночью, что привело к плохой точности бомбежки.

-8

Английский бомбардировщик Handley Page 0/400 стал самым массовым в Первой мировой. Он нес около 900 кг бомб. Этот самолет сумел удержать баланс между грузоподьемностью и скоростью. Всего было изготовлено 554 бомбовоза.

-9

Отличились конструктора Российской империи создав первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец». 4 моторный биплан с размахом крыла в 30 метров, длиной 17 метров, он мог нести 400 кг бомб, для защиты от истребителей обурудовались огневые точки ( в машинах последних серий их было аж 8 штук ). Из 40 самолетов за годы войны был сбит лишь 1.

-10

А что у немцев ? Основные бомбардировщики немцев — 2 моторные самолеты G. IV. Однако, немцев потянуло в гигантоманию. И свет увидел самый большой бомбардировщик того времени — R.6. Размах крыла 42 метра, вес 11 тонн, дальность полета 800 км. Он мог взять 2 тонны бомб, что являлось рекордом Первой мировой. В начале 18 года R.6 была сброшена бомба весом в тонну, самая крупная бомба на то время.

-11

Все это закономерно привело к тому, что тылы стали подвержены разведке и ударам с воздуха куда больше чем во времена дирижаблей. Наземные войска были крайне не довольны воздушным проказникам и отстреливались как могли. Началось зарождение ПВО.

Поначалу использовали пулеметы и полевую артиллерию, хотя при везении некоторые самолеты можно было подбить и с помощью винтовки. Затем были созданы противосамолетные орудия, стреляющие шрапнелью, с соответствующими углами вертикальной наводки. Развивались звукоулавливатели и прожекторы, появились расчетные таблицы.

-12

За все время Первой мировой войны огнем с земли было уничтожено около 3 тысяч аэропланов.

Так шаг за шагом самолеты развились из разведчиков в полноправных участников боевых действий. Их стремительная эволюция привела к появлению новых областей производства — авиационное приборостроение и авиационное вооружение. К концу 1918 года в мире насчитывалось около 300 авиазаводов, еще примерно 1,5 тысячи предприятий работали в кооперации . На этих заводах и предприятиях работало 700 тысяч человек. Авиапромышленность стало мощной индустриальных отраслью. Все как всегда, мощный толчок техническому развитию дала война.

Великий ас

В статье про самолеты Первой мировой нельзя не упомянуть этого человека. Манфред фон Рихтгофен по прозвищу «Красный Барон» — сбил 80 самолетов противника. Лучший летчик-ас. Раскрасив свой самолет в ярко-красный цвет он наводил ужас на врагов одним своим появлением в бою.

-13

Автор - Валера Слесаренко