Найти в Дзене
Русский синтез

Памяти "Единой России". ПАМЯТНИК ДЕВЯНОСТЫМ

Для любого человека естественным является невольное чувство легкого смятения, когда он встречает могилу ровесника, ушедшего много лет назад. Тем более человека, некогда бывшего на слуху и в чем-то ставшего символом эпохи, неоднозначного, как и сам период 90-х, которые принято сегодня не без основания называть «лихими». Надпись на величавом надгробье неподалеку от центрального входа на Николо-Архангельское кладбище гласит: «Федоров Борис Владимирович (1959-1999)». И вспоминается полубезумие того времени, когда знакомый мог позвонить и спросить: «Тебе сахар нужен?» Ты отвечаешь: «Да… Пару мешков…» В ответ раздается нервный смех. Оказывается, речь идёт об… эшелоне сахара. Вежливо отказываешься, ибо а) не твоё; и б) в теле достаточно отверстий, и лишних как-то не хотелось бы… Вице-президент Национального фонда спорта в 1996—1999 годах Борис Фёдоров родился 27 января 1959 г. Окончил Московский автомеханический институт. Работал инженером в "закрытом" НИИ, на Московском электроламповом завод
Лицо 90-х. Фото из открытых источников.
Лицо 90-х. Фото из открытых источников.

Для любого человека естественным является невольное чувство легкого смятения, когда он встречает могилу ровесника, ушедшего много лет назад. Тем более человека, некогда бывшего на слуху и в чем-то ставшего символом эпохи, неоднозначного, как и сам период 90-х, которые принято сегодня не без основания называть «лихими».

Надпись на величавом надгробье неподалеку от центрального входа на Николо-Архангельское кладбище гласит:

«Федоров Борис Владимирович (1959-1999)».

Фото автора.
Фото автора.
Обратная сторона. Фото автора.
Обратная сторона. Фото автора.

И вспоминается полубезумие того времени, когда знакомый мог позвонить и спросить: «Тебе сахар нужен?» Ты отвечаешь: «Да… Пару мешков…»

В ответ раздается нервный смех. Оказывается, речь идёт об… эшелоне сахара. Вежливо отказываешься, ибо а) не твоё; и б) в теле достаточно отверстий, и лишних как-то не хотелось бы…

Вице-президент Национального фонда спорта в 1996—1999 годах Борис Фёдоров родился 27 января 1959 г.

Окончил Московский автомеханический институт. Работал инженером в "закрытом" НИИ, на Московском электроламповом заводе (МЭЛЗ). Это - старейшее предприятие в советской и российской электронной промышленности. Производитель различных источников света, тугоплавких металлов, электровакуумных, газоразрядных и прочих приборов. Основоположник серийного производства ламп накаливания в России. Затем Борис Фёдоров - начальник отдела и заместитель главного инженера завода "Хроматрон", - между прочим, крупнейшем производителе цветных кинескопов в СССР.

Это говорит о том, что перед Фёдоровым открывалась блестящая карьера в важнейшей отрасли великого государства, если бы…

Если бы не «ветер перемен», который смёл-смял многие судьбы, а то и жизни.

Перестройка застала Бориса Фёдорова на должности руководителя Дома культуры МЭЛЗ. В 1989-м он становится заместителем директора культурного центра при газете "Московские новости". А редакция «МН» тогда, если кто не помнит или не знает, была во многих смыслах «центровым» местом: здесь пересекались информационные и людские потоки, рождались идеи, от гениальных до бредовых. Под окнами редакции на Пушкинской площади чуть не круглосуточно кипели страсти: митинги, разнообразные «тусовки», спонтанные споры, доходившие до драк…

Активность и природная сметка на короткое время привела Фёдорова, как и очень многих тогда, к так называемой "челночной торговле". Но это для него оказалось мелковато. И в 1990-м он, еще не зная, как это повлияет на его будущность, создаёт первый в стране частный теннисный клуб "Петровский парк" и фирму "Хот-шот спорт сервис".

Будучи владельцем теннисного клуба, Б. Федоров сблизился с председателем Федерации тенниса СССР Ш. Тарпищевым и в 1992 г. стал его заместителем в Национальном фонде спорта (НФС).

С конца 1991 г. под руководством Тарпищева занимался разработкой концепции спортивной реформы, которая предполагала, что Госкомитет по спорту будет заниматься массовым физкультурно-спортивным движением, а профессиональным спортом, переведенным на коммерческую основу, - Национальный олимпийский комитет.

Надо отметить, что бюджет Олимпийского комитета России (ОКР), отвечавшего за большой спорт, составлял жалкие крохи по сравнению с миллиардами, имевшимися во владении федоровского НФС. Ведь «Сам» Борис Ельцин предоставил фонду невиданные таможенные льготы

К спорту особого отношения Федоров не имел. Но даже недолюбливавшие Федорова люди говорили, что в коммерции ему не было равных. В кресле президента Борис Федоров чувствовал себя свободно. На совещаниях выступал крайне резко. Это вызывало и ропот, и даже озлобление. Деятельность НФС вызывала вопросы - тратя огромные деньги на проведение элитных соревнований, Фонд редко раскошеливался на состязания массовые.

В 1993 г. Федоров стал одним из авторов Указа Президента о предоставлении спортивным организациям льгот по ввозу в Россию импортной продукции, в дальнейшем, находясь на посту президента НФС, создал в его рамках систему широкой торговли алкоголем и табачными изделиями через многочисленные дочерние предприятия Фонда, а также через формально независимые от НФС организации.

В 1996 г. лоббировал создание Национальной ассоциации сотрудничества импортеров с наделением ее статусом генерального импортера табачных изделий.

В мае 1996 года Федорова арестовали: при обыске в его шестисотом "Мерседесе" нашли 0,924 грамма гидрохлорида кокаина, а сам он, по данным экспертизы, находился в состоянии наркотического опьянения. Впрочем, за решеткой он провел всего несколько недель, после чего был отпущен под подписку о невыезде. Сам Федоров говорил, что это провокация: он не только не нюхает кокаин, но и не употребляет спиртного. Позднее Генпрокуратура признала, что на найденном у предпринимателя пакете с кокаином не было отпечатков его пальцев, но наркотики он употреблял.

Весной 1996 г. был причастен к интриге (наряду с Б. Березовским и В. Юмашевым), приведшей к отставкам в июле А. Коржакова и М. Барсукова, а также Ш. Тарпищева - в октябре того же года.

В июне 1996 г. стал жертвой покушения, получил огнестрельное и восемь ножевых ранений (неизвестный ранил предпринимателя из пистолета, а когда оружие заклинило, несколько раз ударил его ножом). Фёдоров был вывезен за границу для лечения, в реабилитационный центр неподалёку от Мюнхена, куда его поместили немецкие партнеры по бизнесу под псевдонимом Петр Бухаров.

В октябре 1996-го, после возвращения в Москву, на внеочередной конференции НФС был вновь избран президентом, но по собственной просьбе переведен в вице-президенты.

Кроме того, Борис Фёдоров являлся председателем Совета директоров "Интурбанка" (1995), и. о. председателя Наблюдательного совета банка "Национальный кредит" (1995—1996), членом Совета директоров ЗАО "Общественное российское телевидение" (1995—1996).

Федоров вернулся на работу в НФС и занимал там должность вице-президента. Даже его коллеги признавали, что только он мог разобраться в запутанных делах фонда.
Однако и кредиторов, и должников у НФС оставалось предостаточно. Если последние и не "устроили" смерть предпринимателя, то уж выиграли от нее безусловно: получить старые долги без Федорова фонду было крайне затруднительно.

Умер 24 апреля 1999 г при загадочных обстоятельствах (подробности, кому интересно - в газете "Коммерсантъ" №71 от 27.04.1999, стр. 5).

Официальная причина смерти – острая сердечная недостаточность.

Одна из статей, вышедших в те дни, называлась «Борис Федоров унес тайны НФС в могилу».

Расходы по похоронам на Николо-Архангельском кладбище НФС взял на себя…

В юности наивно рассуждал: вот, ровесники мои вырастут, возмужают, и мы так страну подымем!..

А у могилы Бориса Фёдорова в памяти промелькнули связанные с этим именем интриги, слухи о вымогательствах, долгах, «драках бульдогов под ковром».

И к чему всё это привело? И когда этому настанет конец?

И Аз многогрешный по-стариковски вздохнул: «Деньги для человека, а не человек для денег!»

Игорь ДЬЯКОВ

До кучи: Сторонникам "Единой России" - https://stihi.ru/2018/10/15/10154