Олег Янковский… Один из самых ярких, талантливых и любимых в стране актеров. Его мужское и актерское обаяние действует на всех, независимо от возраста и пола. Это интервью Олег Иванович Янковский дал незадолго до смерти… Он долго не соглашался на разговор, его глаза улыбались, и он говорил: «Ну, зачем вам это интервью?» Но все же согласился… И вот день интервью настал. Не передать то волнение, которое я испытывала перед нашей встречей. Янковский вместе со Збруевым стоял перед служебным входом ДК «Выборгский», увидев меня, сказал: «Ну, пойдемте, поговорим…» А когда перед спектаклем прозвучал третий звонок, Олег Иванович спросил: «Хотите, продолжим завтра?»
- Вы как-то сказали, что избалованы сказками…
- Да нет. В жизни сказки было мало. Жизнь у меня была достаточно тяжелая. Рождение в городе Джезказгане. Эвакуация. Репрессированный отец. Потеря отца. Мама поднимала троих детей. А сказка… Это я сказал о фильмах, - я снялся в нескольких очаровательных картинах - «Обыкновенное чудо», «Барон Мюнхгаузен». Потом сам снял фильм «Приходи на меня посмотреть», потому что эта ниша была свободна, и мне хотелось сделать что-то наподобие сказки. И детям, и взрослым без сказочного момента, который бы дарил душе и сердцу положительные эмоции, очень трудно жить.
- Вам не хватает таких фильмов?
- Не хватает.
- Какая, на ваш взгляд, тенденция в российском кинематографе?
- На будущее я смотрю с оптимизмом. Даже если не ухаживать за полем, из земли прорастает такое количество разных цветков и трав… Вообще Россия так организована Господом богом, и, может, в этом наша сила, что мы при всех катаклизмах очень духовная страна, и здесь все прорастает казалось бы без всяких предпосылок для этого. Думаю, что еще будут какие-то взрывы духовные, - и в литературе, и в кино, и в театре.
- Были в последнее время какие-то яркие культурные впечатления?
- Я живу в мире культуры, поэтому информирован, наверное, больше чем среднестатистический зритель. Я знаю, на какой спектакль или фильм пойти. «Возвращение» Звягинцева очень понравилось… Не могу сказать, что я испытываю от современного кино такие потрясения, какие были в 70-е годы от фильмов «Смерть в Венеции», «Конформист», «Полет над гнездом кукушки». А «Крестный отец»! А какая там музыка Нино Рото! Казалось бы фильм о мафии, криминальный, а на самом деле такая мудрая картина, о таких понятиях как семья, предательство, чувство крови. Там такие шекспировские страсти...
- Хочется?
- Страстей? Да лучше бы не надо. В искусстве хочется. А в жизни нет… Конечно, в моей профессии обязательно нужны эмоциональные впечатления, чтобы можно было по-хорошему позавидовать. Но, увы, сегодня нет психологических открытий. Искусство стало каким-то холодным, расчетливым. А искусство в первую очередь должно быть связано с эмоциями.
- В таком случае, где вы черпаете эти эмоции? От общения? Или, может быть, из книг?
- Не могу сказать, что я читающий человек. Иногда начинаю читать и вскоре ловлю себя на том, что не понимаю, что читаю. Поэтому беру в руки книгу, когда уже знаю, что это замечательное произведение. Когда появился Пабло Коэльо, взахлеб стал читать его произведения. Очаровательная книга – «Похороните меня под плинтусом» Павла Санаева, в которой он описывает свое детство…
- Ваша бабушка говорила, что «когда рождается ребенок, должно быть пять лет дома»…
- Именно так было в нашей семье. Была атмосфера тепла, добра и любви. Моя мама очень много работала, она должна была одна поднимать троих детей. Но чтобы дома было тепло, не обязательно 24 часа находиться дома. Можно сутками находиться дома и в атмосфере будет витать такое, что мало не покажется! Добро сеется по-другому. Делайте добро, любите ребенка, и все. Тут никаких других правил нет. Если от вас исходит тепло, то все будет хорошо…
- Вы как-то сказали, что мечтаете, чтобы спросили, с кем пришел Филипп Янковский, глядя на вас…
- Это была такая история с Тарковским. В ресторане дома литераторов сидели Арсений и Андрей Тарковский. И спросили: «С кем это Арсений пришел?» - «С сыном». Прошли годы. Андрей уже снял «Иваново детство», «Рублев». В очередной раз пришли в ресторан. «С кем сидит Андрей Тарковский?» – «С отцом». В моем случае это сложнее. Потому что я артист, а поэтов больше знают по произведениям. Но мне очень приятно, когда говорят о моем сыне. Радость, удача сына для отца самое главное. Для меня был счастливый день, когда мы вместе получили «Нику». Я – за роль в картине «Любовник», а Филипп – за фильм «В движении». Есть фотография, где мы оба, безумно радостные и счастливые, стоим с «Никами».
- Филипп похож на вас по характеру?
- По характеру нет. Что-то есть общее в пластике, в движении.
- Часто с ним общаетесь?
- Не могу сказать, что часто. Он занят, я занят. Когда в Петербурге были гастроли Ленкома, а Филипп в Петербурге заканчивал работу над фильмом «Меченосец», нашли время, и с удовольствием посидели, пили кофе, любовались Исаакиевским собором, разговаривали о фильмах, о перспективах.
- Хотели бы поработать вместе с Филиппом?
- У нас было предложение от Акунина – я должен был в фильме Филиппа сыграть повзрослевшего Фандорина. Это было бы интересно.
-Наверное, это здорово подчиняться сыну…
- Что значит подчиняться? Хотя да, он ведет, он сталкер. Но я всегда становлюсь соавтором режиссера. Даже такой режиссер как Андрей Тарковский, у которого жесткая режиссура, авторское кино, все равно он, так или иначе, прислушивался к моему мнению. Режиссер ведь предлагает конструкцию, а душу в роль вдыхает актер. И от того, насколько ты будешь интересен, активен, зависит спектакль или фильм. Иногда даже режиссер удивляется. Я вспоминаю после одного из последних прогонов спектакля «Синие кони на красной траве» Марк Захаров сказал мне: «Олег Иванович, зайдите ко мне в кабинет». И сказал фразу, котораю запомнилась на всю жизнь: «Олег, я вам уже в этой роли ничем не могу помочь». От режиссера услышать такое дорогого стоит. Это самая большая актерская награда.
- Вам удалось посмотреть целиком «Доктор Живаго»?
- Целиком так и не смог посмотреть. Мне подарили DVD, но нет времени. Но какие-то определяющие сцены я посмотрел. Это честная картина, сделанная нравственным человеком, коим я считаю Александра Прошкина. Приятно, что фильм выдвинули на ТЭФИ… Сценарист фильма Юрий Арабов много добавил от себя. Комаровский всегда считался отрицательным персонажем. Но мы посмотрели на него через призму сегодняшнего дня и современных людей.
Олег Янковский: «Без сказки жить трудно»