Сегодня мы видим и ощущаем, что мир будущего сильно отличается от того, к чему мы привыкли. Какие изменения в мире происходят уже сегодня и будут происходить? Как помочь ребёнку с выбором призвания? Какие компетенции и профессии будут востребованы в будущем?
Обсуждаем будущее
Какие профессии ушли, какие уйдут в ближайшей перспективе?
Сегодня уже почти никто не помнит, что были фонарщики или телефонистки. Исчезли извозчики, шарманщики, трубочисты, таперы и т.д.
Здесь один из прогнозов, в котором указаны профессии, которые исчезнут в ближайшее время:
Вахтер, охранник; библиотекарь; турагент; билетер; нотариус; журналист; переводчик; инспектор ДПС; бухгалтер; каскадер; чертежник и точильщик ножей.
Прогноз профессий будущего
· Разработчик тур-навигаторов – тот, кто будет выстраивать маршруты в навигаторах (что посмотреть, где остановиться, где поесть);
· Проектировщик умного дома – для обеспечения экономии воды, газа, электричества;
· Специалист по кибербезопасности – много цифры, хранение данных. Уже сегодня многие пользуются облачными хранениями. Содержание сервера - дорого и сложно;
· Специалист по альтернативной энергетике – все идет к тому, чтобы использовать альтернативную энергетику. Уже есть известная Тесла и таких разработок будет больше и больше;
· Дизайнер виртуальной реальности – работа, школа, развлечения. Уже сегодня люди предпочитают театры и кинотеатры домашнему кинотеатру, потому что картинки стали круче и хорошую картинку можно посмотреть дома, сэкономив средства на билет и попкорн. Тоже самое будет с поездками. Тем, кому дорого поехать и посмотреть Эльбрус – смогут сделать виртуальное восхождение;
· Инфостилист – качественная информация о вас в социальных сетях. Это практикуется и популярно уже сейчас.
Про экономику будущего
Тема глобализации и кооперации будет идти на нас семимильными шагами. Уже сегодня компьютер производят в одной стране, а детали в другой, а нужное для них сырье – ещё в 40 странах.
Например, виртуальный офис – это уже сегодняшняя реальность. Удаленная работа позволяет связываться и работать с коллегами из разных стран и городов. Кстати, в нашем Центре Поддержки семейного образования, еще до пандемии, география сотрудников охватывала более 5 городов и несколько стран. И география расширяется с каждым годом.
Большая часть рабочих групп в крупных компаниях формируется из специалистов разных стран. Хирург может во время операции позвонить в Америку и переговорить с коллегой, который делает похожие операции эффективнее и лучше.
Гиперконкуренция. Наиболее успешными будут те компании, которые будут более быстро подстраиваться под запросы потребителя. Соответственно, высокая конкуренция требует высокой клиенториентированности – понимать запросы, угадывать потребности. И второе - высокая скорость смены технологий, создания новых продуктов и сервисов. Многим сотрудникам надо быть готовыми работать в условиях высокой неопределенности – а значить быстро принимать решения, реагировать на изменения, распределять ресурсы, управлять своим времени в постоянно меняющемся потоке рабочих задач. Это универсальные люди, которые могут быстро адаптироваться, меняться и развиваться.
Одно из важных изменений – повсеместное использование технологий автоматизации. Компьютерная грамотность станет обычным навыком, так же как навыки простейшего программирования.
В будущем будут размыты границы дисциплин. То есть нужно будет развиваться не только в вопросах собственной отрасли, но и в отраслях своих потребителей и поставщиков. Пример, наша платформа. Это такой комбайн образования: IT, юриспруденции и коммуникации, - за 5 лет я уже получила 5 специальностей. Я спокойно могу говорить с педагогом на его языке, а с IT специалистом – на его. Методист в ЦПСО – это вообще уникальный эксперт, который может переложить тесты в компьютерный ландшафт, чтобы не появились цифровые ловушки.
Мировая экономика будет и дальше двигаться в сторону все большей интеграции.
Почему я так подробно обсуждаю будущее, потому что это сродни путешествию. Раньше, в советское время, траектория была предсказуема: стал врачом, и ты - всю жизнь врач или инженер, или учитель. Уже сегодня за свою жизнь ты можешь сменить несколько профессий.
Поэтому на первом плане – навык самообучаемости! Но и не только он. Давайте обсудим, какие компетенции будут востребованы уже сегодня и в ближайшей перспективе.
Компетенции будущего
Перед тем как отправиться в будущее, нужно понять какой багаж знаний нужен современным детям. И здесь мы обнаружим очень много компетенций, которым в школе не учат. Например, конкуренция. От многих родителей я часто слышу, что ребенку важна конкуренция. В классе – этого можно достичь. Один из инструментов – оценки. Но уже сегодняшняя действительность ( заявляю, как бывший кадровик и руководитель компании) говорит о том, что нужно учить не конкурировать, а сотрудничать. Именно на основе сотрудничества создаются самые устойчивые коллективы. Также мы поговорим о коммуникации, творческом мышлении, саморегуляции, умении ставить цели и задачи. Это все то, чего нет в современных школах. И это вопрос родителям школьников: Как вы готовите своих детей к будущему?
Сегодня можно увидеть огромное количество текстов посвященных будущим компетенциям. Самая пресловутая и известная 4 К: критическое мышление, креативность, корпоративность, коммуникабельность. То есть ребенок должен уметь критически осмысливать информацию и пользоваться правильными источниками информации. Иметь творческие задатки (креативность). Уметь общаться или коммуницировать и уметь кооперироваться, сотрудничать.
Мне нравится еще несколько вещей, которые хотела бы озвучить:
Внимательность. Умение расставлять приоритеты и выделять главное. Сегодня на любого человека сваливается много информации и задач, много отвлекающих моментов. Память переполняется воспринятой информацией. А времени для принятия решения очень мало.
Сотрудничество. Это ключевой навык. Сегодня нужно уметь не конкурировать, а сотрудничать.
Коммуникация. Меня удивляет, когда говорят, что этому ребенок научится в школе. Как психолог и кадровик, как мать и почти педагог могу сказать – нет! Этому в школе не учат! Коммуникативность – это умение выстраивать отношения с разными людьми по возрасту и культуре, умения слышать информацию, умение ее интерпретировать, умение ее доносить. И разве в школе, с ее 11 летним сидением за партой в одном здании, в одном и том же коллективе, этому можно научиться? Не люблю и не хочу критиковать открыто школу, но я не соглашусь с тем. что вопрос социализации и коммуникации многие родители приписывают школе и уверенно говорят о том, что без школы – это непосильная задача. Это задача, но не школьная совсем.
Творческое мышление креативность. Нужно уметь мыслить нестандартно. Обычные процессы скоро будут уходить в автоматизированный цифровой процесс.
Умение ставить задачи. Это то, что нужно ребенку давать делать после 10-11 лет. Он должен осознано подходить к своему обучению.
Поэтому Осознанность необходима. Нужно понимать зачем мы делаем одно или другое. Зачем мы учим физику или английский. Зачем учимся писать, если завтра нам придется печать на компьютере. Но это важно, когда вы тратите свое время и время ребенка на то, чтобы он писал ровно в строчку.
Задача нас как родителей, заглянуть, как более опытным людям, в будущее и помочь нашим детям подготовиться к нему. Сделать так, чтобы они не подстраивались под мир и обстоятельства, а осознанно подходили к своей жизни и к тому, что они делают.
Мы определили, что нас ждет, какие компетенции помогут ребенку выживать в новых условиях. Но как решить важнейшую задачу: помочь найти ребёнку его призвание? Решает ли это огромный рынок профориентации? Почему лекции по профориентации бессмысленны и даже опасны?
Во второй части презентации мы остановимся на этом подробнее.
Текст подготовлен по материалам презентации "Профориентация или призвание?".
Автор: Гузель Гурдус.
Редактор: Наталия Антонова
Опубликовано: https://www.hss.center/
ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Благодарим вас за Ваши "Спасибо".
Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!
Желаем Вам Успехов, Добра и Радости))