Вместе с нашими читателями мы попытались проанализировать, отчего буксует система целевого приема в медицинские вузы и почему, несмотря на циклопические проценты квоты, сократить дефицит кадров в здравоохранении пока не удается.
Проблему хронического невыполнения плана по целевому набору на самые «заквотированные» специальности – «Лечебное дело» и «Педиатрию» в ведущих медицинских университетах - мы уже поднимали неоднократно. Она была затронута в статьях «Приоритетный этап зачисления в медвузы: целевая квота опять бьёт мимо цели», «Приоритетный этап зачисления в медвузы: первые итоги», «Целевики в медвузах как собака на сене – ни себе, ни людям?». В комментариях к ним читатели выдвинули многочисленные версии причин сложившейся ситуации. Факторы разного диаметра нанизываются кольцо за кольцом, образуя перевернутую пирамиду, что делает систему целевого приема нестабильной.
Отбор претендентов: ни шатко ни валко
Первый удар по устойчивости целевого набора наносится уже на этапе отбора претендентов. По мнению нашей читательницы Ирины, квота не выбирается из-за их инертности:
Но дело в том, что в некоторых регионах успех предприятия по заключению договора о целевом обучении мало зависит от активности соискателя. В крупных городах попасть в квоту бывает очень сложно. Например, Департамент здравоохранения Москвы допускает к отбору на заключение целевого договора только выпускников профильных классов и медицинских колледжей. В Санкт-Петербурге не у всех получается добыть направление с первой попытки - приходится обивать пороги нескольких лечебных учреждений.
На периферии, где дефицит кадров острее, с выдачей целевых попроще. Иногда единственным условием заключения договора становится отсутствие троек в табеле. Впрочем, кое-где и на них закрывают глаза. А например в Липецкой области, потенциальных целевиков усиленно зазывают, предлагая им на выбор несколько учебных заведений:
Но как в субъектах с большим количеством желающих заключить договор, так и в регионах, собирающих целевиков по сусекам, открытые конкурсы среди претендентов на попадание в квоту (которые, кстати, рекомендует проводить Правительство РФ) – большая редкость.
Заключить договор ≠ поступить
Заключение целевых договоров не всегда заканчивается поступлением. Так как они оформляются до получения результатов ЕГЭ, часть абитуриентов даже не выходит на старт конкурса по квоте. У одних баллы оказываются ниже минимального порога, и дверь в вуз перед ними закрывается. У других, напротив, высокие результаты становятся путеводной звездой в общем конкурсе. Высокобалльники не дают ход договору и отправляются в свободное плавание по морю высшего образования, без приписки к порту работодателя.
Таким образом, заказчики теряют целевиков и на входе в вуз.
Слабое звено
Но, как справедливо отмечают наши читатели, даже поступивший целевик – это мина замедленного действия для подрыва контрольных цифр приема:
Конечно, среди поступивших по целевому немало обладателей достойных баллов. В престижных вузах результаты верхней части некоторых детализированных квот занимают абитуриенты с очень высокими суммами:
А в 2020 году одна из абитуриенток была зачислена на «Лечебное дело» в московский Первый мед по целевой квоте Москвы без вступительных испытаний:
И все же разница между проходными в конкурсах по некоторым детализированным целевым квотам и в общем конкурсе порой составляет более 100 баллов, что иллюстрирует приказ о зачислении во Второй мед по детализированным квотам Калмыкии и ФМБА :
Как редкая птица долетает до середины Днепра, так и редкий студент с багажом знаний, соответствующим сумме за три ЕГЭ ± 150, дотягивает до экватора (летней сессии после третьего курса), не говоря уже о получении диплома. Преимущество поступления по целевому в виде низких проходных баллов нередко оборачивается неуспеваемостью и отчислением. А это значит, что не сгоревшее на этапе приемной кампании место рано или поздно превратится в пепел в котле учебного процесса.
Назвались груздями, а в кузов не залезают
Еще один солидный кирпичик в системе целевого набора выбивают те, кто, получив диплом, уклоняется от исполнения обязательств по договору. Причем особо свободолюбивые начинают расковыривать раствор в кладке чуть ли не на следующий день после издания приказов. Подобные посты новоиспеченных первокурсников, поступивших по целевому конкурсу – обычное дело:
Не удивительно, что повышенным спросом пользуются услуги адвокатов, которые специализируются на расторжении целевых договоров:
Не желающих расплачиваться трудом за лайт-вариант поступления не пугают даже штрафы: возврат суммы нормативных затрат и мер социальной поддержки как ни крути обходится дешевле стоимости платного обучения.
В итоге получается замкнутый круг: учреждения здравоохранении сигнализируют о дефиците кадров → заказчики подают завышенные заявки → Минздрав утверждает несоразмерные детализированные квоты → контрольные цифры приема целевого набора не выполняются, потому что целевиков-низкобалльников отчисляют за неуспеваемость, а добравшиеся до диплома откупаются от отработки → учреждения здравоохранении сигнализируют о дефиците кадров. Удастся ли его разорвать новому порядку организации и осуществления целевого обучения, который ужесточил ответственность за исполнение договора? Или властям стоит сменить кнут на пряник – сделать вакансии в лечебных учреждениях привлекательными с точки зрения уровня зарплаты и условий труда? Тогда, глядишь, за ними и выстроятся очереди из выпускников медвузов.
#вуз #медицинские вузы #образование #целевая квота #целевой договор
Если вы сочли статью интересной и полезной, поставьте, пожалуйста, лайк.