Найти в Дзене
ИРА.ru

Линдеманн на "Спасской Башне": хайп или "великое творчество"

История с "Любимым городом" в исполнении Тилля Линдеманна становится чуть ли не философским дискурсом из разряда "что первее/лучше/красивее - курица или яйцо". Для Газеты.ru пообщалась об этом с экспертами, полная версия:

***

В Москве завершился международный военно-музыкальный фестиваль "Спасская Башня". Резонансом его финала стало выступление фронтмена немецкой группы Rammstein Тилля Линдеманна с песней "Любимый город".

Реакция общественности оказалась неоднозначной: одни восхищаются любовью эпатажного немца к России, другим "режет слух" его ломанный русский язык и "бездушное исполнение великой песни".

В том, насколько уместно выступление на военном фестивале и чего в нем больше - хайпа или творчества, разбиралась Газета. Ru.

"ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА"

Многие полагают, что песня "Любимый город", впервые прозвучавшая в советском фильме "Истребители" - "песня про войну". Однако, поэт Евгений Долматовский написал ее в 1939 году и ни строчки о войне в ней нет. Но это не помешало ей стать одним из "гимнов военного лихолетья", в котором смешалось все - и тоска, и ностальгия, и любовь. Эта песня в свое время стала "народной любимицей". Но вспомнили бы о ней сегодня, если бы Линдеманн не сделал на нее кавер?

Его "перепевка" вызвала возмущения еще весной - накануне выхода фильма "Девятаев" режиссеров Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова, к которому должна была стать саундтреком. Соцсети кипели обсуждением клипа Линдеманна, в котором он исполняет эту песню, сидя в форме советского летчика за штурвалом истребителя. "Тилль - эпатажный рокер" и вдруг "Тилль - глубоко лирический герой" - это несоответствие бэкграунда артиста и его нового образа вызвало у большинства зрителей недоумение.

Пошумели и забыли - до "Спасской Башни", в программе которой Линдеманн был заявлен как "специальный гость". То есть, в фокусе внимания оказались не оркестры, например, из Катара или Греции, а исполненный с немецким акцентом "Любимый город".

По мнению военного политолога, члена экспертного совета "Офицеры России" Александра Перенджиева, волна противоречий, связанная с выступлением Линдеманна на "Спасской Башне" - недоработка общественного совета Минобороны.

"Это не Линдеманн захотел выступить на фестивале и выступил - это сделано в соответствии с утвержденной программой мероприятия. Вероятно, организаторы хотели чего-то модернистского, совремннного. К примеру, военные оркестры играют песни Цоя. Хочется чего-то молодежного, поэтому ставится задача перепеть "забытые" песни. Что касается противоречивых оценок выступления Линдеманна - это недоработка общественного совета Минобороны. Это значит, что не проводилась работа по рассчитыванию рисков. Кто-то решил, что если Линдеманн - значит это классно и модно, а получилось как всегда", - сказал он Газете.ru.

А что получилось? Первое - несостыковка годами создававшегося "тяжелого" образа "Линдеманн-рок-шок" и вдруг - попытки "озвучить" советскую лирику. Второе - вокал. Тилль - не вокалист в академическом понимании. Но эта песня-то именно из тех, которые про "школу голоса". Ее нужно именно петь, а не читать, кричать или рассказывать. Третье - ломаный русский язык, режущий слух и - акцент. Все же в каждой культуре, в каждом народе, есть такие песни, которые лучше не трогать. Или трогать - но со всей ответственностью за безупречность исполнения.

"ЧЕРНЫЙ ПИАР- ЛУЧШИЙ ПИАР"

По мнению вице-президента Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Алексея Филатова, "оживление" Линдеманном старой советской песни, снятый на нее клип и выступление с ней на Спасской Башне - "хайп и черный пиар".

" Учитывая творческое "резюме" Линдеманна, его приглашение на "Спасскую Башню" дольно странно. Он записал "Любимый город"  для фильма "Девятвев", но ее побоялись поставить саундтреком именно по причине отрицательной реакции общественности. Но он здорово хайпанул, клип набрал миллионы просмотров.

Думаю, на "Спасской Башне" решили это повторить. Бэкграунд этого артиста достаточно неоднозначен для исполнения патриотических песен о России. Не могу сказать , что он очень хорошо ее спел. Я не вижу здесь никакого искусства кроме хайпа. Черный пиар - лучший пиар, но "Спасская Башня" - не совсем подходящее для этого событие", - сказал он Газете.ru.

Линдеманн не раз заявлял о своей любви к России и всему русскому: к языку, антуражу эпохи СССР, народным костюмам. Ко Дню защиты детей артист выпустил клип "Я ненавижу детей", снятый в декорациях старого советского учебного заведения.

"Я наслышан о его творчестве и пребывании туристом в России. Она ему нравится тем, что во время пандемии другие страны более закрыты для деятельности, вот и вся любовь",- считает Филатов.

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков, напротив, в выступлении Линдеманна разглядел "большую любовь к России, уважение к подвигу и героизму советских воинов".

"Конечно, нужно аккуратно относиться к песням военных лет. Но время не стоит на месте, появляются новые деятели культуры. Очень часто каверы получаются неудачными. Но мне не показалось, что Линдеманн в своем исполнении где-то "соврал". Если он не попал в точку, то сделал все, чтобы приблизить свое понимание событий к духу того времени. Песня спета с большой любовью к России, с уважением к героизму наших воинов. Среди массы грязи, которая появляется в отношение ВОВ на Западе и в России, эта песня в его исполнении правильна", - сказал он.

Не обходится и без сравнений исполнения "Любимого города" Марком Бернесом и Тиллем. Конечно, у Линдеманна не было цели "затмить" оригинального исполнителя. Но у Бернеса-то получилось обьективно удачнее. Почему? Потому что он жил в "ту" эпоху и пел "те" песни, которые были актуальны " тому" социокультурному дискурсу. Соответственно, он их и адекватно понимал. И ему не нужно было "приближать свое понимание событий к духу времени". Но основной "камень преткновения" - феномен языка. Язык - это не просто набор букв, звуков и слов - это всегда подтекст. В исполнении Тилля он смазан. В итоге исполнение получилось плосковатым и интуитивно зритель это почувствовал, отсюда - и весь этот шквал народного недовольства. Несмотря на всю лирику, всю проникновенность, всю ценность текста. И - личность Линдеманна. Но это - тонкости, по сравнению с более глобальной миссией и этой песни и самого выступления Тилля.

ХАЙП- ЭТО ПРО " ДВЕ КОПЕЙКИ"

Лидер рок-группы "Коррозия металла" Сергей "Паук" Троицкий считает, что "Любимый город" в исполнении Линдеманна - не просто песня, а явление международного политического и культурного масштаба, никакого отношения к хайпу не имеющее.

"Исполнение Тилля - это не хайп, а великое творчество и великая миссия. Хайп - это когда сделано за две копейки доморощенными артистами. У Линдеманна есть миллиарды долларов, на него работают лучшие креативные специалисты Германии и России.  "Любимый город" в исполнении Тилля - это высший пилотаж", - поделился с Газетой.ru мнением музыкант.

По его словам, музыканты из военных оркестров на "Спасской Башне" воспринимали Линдеманна крайне положительно.

"Если бы вы попали за кулисы и посмотрели, как, например, музыканты суворовского училища реагировали на происходящее - вы бы увидели, что им было все равно.  Но когда за кулисами появился Тилль, все оживились: стали  с ним фотографироваться, брать автографы. То есть, для этих людей из военных оркестров Линдеманн авторитетен. И не потому, что он фронтмен Раммштайна, а потому что он действительно весом с точки зрения именно творческих позиций", - сказал Троицкий.

Он отметил, что Линдеманн занимается популяризацией российской культуры в Европе.

"Он единственный человек мирового уровня в Германии, который поднимает бэкграунд культурной политики России в Европе. Российская попсовая мафия, которая взяла у государства огромные кредиты и получает воровским способом громадный трафик на телевидении, за 30 лет не создала ни одной "звезды", популярной на весь мир. О чем это говорит? К примеру, во времена императорской России вся Европа знала Чехова и Достоевского, Чайковского и Мусоргского. Деятели культуры ездили с императором в Европу. Благодаря их общественному весу и одобрялись российские политические проекты", - сказал музыкант.

По мнению Троицкого, выступление Линдеманна на "Спасской Башне" с "реанимированной" советской песней - не просто шоу, а свидетельство "политического союзничества".

"То , что Тилль выступил с "Любимым городом" на Красной площади говорит о том, что у нас в Европе есть хорошие союзники. Подобное выступление поднимает нашу культуру на очень высокую планку", - сказал музыкант.

#тилльлиндеманн #любимыйгород #спасскаябашня #хайп #творчество