Найти тему
Православный

Все, что нужно знать о таинстве покаяния

Таинство крещения дает человеку возможность освободиться от грехов, очищает его душу, но не делает ее неуязвимой для нечистого в дальнейшей жизни.

Не раз и не два на протяжении всей своей жизни человек будет подвергаться искуше­ниям со стороны внешних соблазнов или собственных страстей отступить от Христа, праведного образа жиз­ни и уступить им, попирая в своей душе светлый образ Всевышнего.

По его милости человеку дается возможность увидеть и осознать всю тяжесть содеянного им. Дается возможность понять и осознать, раскаять­ся и получить прощение, ибо сказано в Евангелии: «Если говорим, что мы не имеем греха, — обманыва­ем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1,8—9).

Таинство покаяния — священнодействие, в ко­тором по благодати Божией происходит раскаяние верующим христианином в своих грехах и отпуще­ние этих грехов силой Господа через посредство свя­щеннослужителя.

Нередко таинство покаяния именуют «духовной врачебницей». Во время свершения этого таинства происходит исцеление души человеческой, осво­бождение ее от груза грехов и нечистот. Искреннее раскаяние в грехах и отпущение их на исповеди могут вернуть верующего человека к тому состоя­ния невинности и чистоты, в котором он пребывал после крещения.

Грехи, лежащие на душе человека, притупляют его ум и совесть, закрывают его серд­це от добрых мыслей, духовный взор его слабеет и христианская воля обессиливается. После отпуще­ния грехов происходит восстановление живой связи каждой христианской души с Богом и Церковью. Происходит духовное оживление человека и укреп­ление его в способности твердо идти по истинному пути и противостоять искушениям нечистого.

Само таинство покаяния состоит из двух частей. Первая — это исповедание кающимся грешником своих грехов перед лицом священнослужителя. Вто­рое — молитвенное отпущение грехов, которое про­износится пастырем церкви. Поэтому применение названия «таинство исповеди» ко всему таинству по­каяния весьма условно: ведь непосредственно испо­ведь — это только одна из частей таинства. Однако эта часть — первая, так как без раскаяния и исповедания не может быть и прощения и отпущения грехов.

Исповедь — это таинство, которое происхо­дит между кающимся христианином и Господом. При этом священник, принимающий исповедь ве­рующего, является в данном случае отнюдь не судь­ей его поступков, а всего лишь свидетелем, который может только выслушивать слова кающегося и по­могать ему советами. При этом священник наделен правом возлагать на человека какое-то наказание, называемое «епитимья». Как правило, нести это на­казание человеку нелегко, даже не в силу невыпол­нимости предъявляемых к нему требований, а пото­му, что такого рода наказания обычно предполагают совладание с внутренними пороками, они требуют отказаться от своей гордыни, переступить через не­желание выполнять какие-либо действия.

Определенное состояние души, в котором про­исходит покаяние, выражает также и просьбу о по­мощи Всевышнего в борьбе с нечистым. От глубины покаяния зависит и то, насколько глубоко в очистив­шуюся душу войдет это благодатное Божественное врачевание, уберегающее человека от падения в без­дну греха.

А это возможно только при условии достижения верующим определенной духовной зрелости. Слово «покаяние» переводится с греческого языка как «из­менение ума», т. е. осознание греховности поступков и мыслей, а также готовность прийти в храм и рас­сказать о них перед свидетелем-священником, что приходит к человеку только после определенного из­менения его сознания.

Нередко можно встретить обывательское отри­цание исповеди. Мотивируя свои действия тем, что священник — это просто человек, а право отпускать грехи принадлежит Господу, который у истинно­го верующего всегда в душе, такие люди отрицают значение церковной исповеди, считая, что вполне достаточно их внутреннего раскаяния перед лицом Господа. Но присутствие на исповеди священнослу­жителя имеет и такой смысл — каяться перед лицом невидимого Бога гораздо проще, чем в присутствии реального человека. И именно готовность прийти в храм и открыться священнику, преодолевая свою гордыню и стыд, во многом и свидетельствует об из­менении человеческого сознания. Появление чувс­тва стыда при мысли о содеянном или задуманном говорит о том, что верующий встал на истинный путь осмысления своих поступков.

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, Евангелие от Матфея. Гл. 9, ст. 12—13.

Не простое обдумывание своих поступков и рас­смотрение их с точки зрения «хороший — плохой», а именно приведение этих мыслей в форму, тради­ционно принятую на исповеди, нередко помогает человеку приблизиться к осознанию причин грехов и стать на путь их искоренения. Одно правильное называние грехов перед духовником, готовность раскрыть перед ним свою душу свидетельствуют о том, что человек может преодолеть свою гордыню как одну из главных причин греховных помыслов и поступков, а также — страшный грех уныния от безнадежности прощения и спасения души.

История христианства не сохранила ни одного письменного документа, оставленного Христом. Но после него на земле остались апостолы, которых он учил тайнам Царства Божия и наделял определенной властью. В том числе им была дана свобода разрешать и запрещать людям какие-то поступки. Им была дана власть судить о греховности и праведности людей. Именно они получили право принимать исповедь кающихся грешников и право, по велению Божию, от­пускать им их грехи, как гласит Книга Деяний Апосто­лов (19,18): «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои».

Таинство исповеди зародилось в самом начале существования христианской веры. Показательно, что на протяжении нескольких веков наряду с тай­ными исповедями практиковались и публичные, на которых каждый грешник каялся на глазах всех представителей его общины.

К концу IV в. Некта­рием, патриархом Константинополя, была упраздне­на должность духовника-пресвитера. Степени пока­яния и обряды, сопровождавшие принятие человека в число кающихся публично, также постепенно ут­ратили свое значение. Окончательное исчезновение публичной исповеди относят к IX в., когда она было полностью вытеснена тайной. Это объясняется тем, что постепенно публичное исповедование своих гре­хов стало тягостным для многих людей, и они стали избегать исповеди или скрывать во время покаяния свои грехи. Также для нестойких духовно членов общины обсуждение некоторых грехов могло пред­ставлять соблазн.

Практикуемая иногда и в наши дни общая испо­ведь отнюдь не является нормой и правилом, пред­ставляя собой скорее допущение. И даже при совер­шении общей исповеди, необходимость в которой иногда возникает из-за большого количества народа в храме в праздничные дни, священник, как прави­ло, старается дать возможность каждому прихожа­нину рассказать о наиболее тяжких прегрешениях в личной беседе.

-2

Нередко, не осознавая истинного смысла этого таинства, человек прибегает к исповеди как к средст­ву немедленно очиститься от годами копившихся грехов и избавиться от болезни, получить помощь в решении каких-то бытовых проблем. При этом от внимания часто ускользает то, что покаяние невоз­можно без искреннего раскаяния человека, без осоз­нания им истинной сути своих грехов и не менее искреннего желания больше не повторять их. А это неосуществимо без определенной подготовки к та­инству исповеди.

Раньше в традиции Православной церкви сущес­твовала очень основательная и строгая подготовка к исповеди и причастию. Верующие выдерживали пост, удалялись на некоторое время от мирской су­еты в монастыри.

В настоящее время, конечно, для обывателя это не представляется осуществимым. Однако сохранились определенные устои, которые следует учитывать при подготовке к таинству пока­яния. Так, если после исповеди человек собирается причащаться святых крови и тела Господня, необ­ходимым считается соблюдения трехдневного пос­та, как телесного, так и духовного, т. е. подготовка к таинствам покаяния и причащения предполагает отказ от животной пищи и достаточно умеренное употребление пищи растительной, как и в любой другой постный день. Пост требует и отказа от удо­вольствий, от каких-то любимых занятий, развле­чений. Не стоит в эти дни посещать театр и другие увеселительные заведения, смотреть развлекатель­ные передачи по телевизору.

Это время следует посвятить погружению в себя, осознанию истинной сути многих своих слов и по­ступков, выявлению их причин и правильному обоз­начению их согласно христианской традиции.

Но при необходимости, если после исповеди не предполагается причастие, верующий может прийти на покаяние и без специальной подготовки, повину­ясь порыву души.

Для удобства осмысления своих прегрешений не­редко верующие пользуются специальными настав­лениями Святых Отцов, помогающими правильно подготовиться к исповеди. В них перечислены де­яния и помыслы человеческие, которые в традиции православия считаются греховными. Очень удобно для внятного и конкретного изложения в беседе со священником своих прегрешений взять за основу эти формулировки, глубоко поразмыслив над каждой из них применительно к собственной жизни.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне. Еванге­лие от Матфея. Гл. 6, ст. 24.

Нередко при подготовке к исповеди человек очень ясно и четко представляет себе все, что хочет сказать во время совершения таинства покаяния. Однако, оказавшись лицом к лицу с пастырем церкви, может понять, что все подготовленные слова пропали из памяти. Чаще всего такое происходит с людьми за­стенчивыми, нерешительными или теми, кто не имеет большого опыта воцерковления. Для того чтобы такого не случилось, можно на небольшом листе бумаги крат­ко перечислить все исповедуемые грехи и при разгово­ре со священником ориентироваться на свои записи.

Традиция назначать какое-либо наказание за совер­шение грехов — налагать на человека епитимью — существует также с древнейших времен. И в на­стоящее время, и в древности тяжесть наказания определялась глубиной исповедуемого греха. Так, грешника могли на какое-то время лишить возмож­ности совершать приношения и принимать участие в таинстве евхаристии, участвовать в собраниях об­щины. Тяжкие грехи, такие как убийство или пре­любодеяние, наказывались более жестко. В случае если виновный в совершении этих действий не рас­каивался в них, то его публично исключали из числа верующих.

Если со временем преступник раскаи­вался в содеянном, диаконы могли ходатайствовать перед епископом о его прощении. По разрешению епископа этот человек мог появляться на собрани­ях верных, так же как и оглашенные, но только по прошествии некоторого времени мог быть допу­щен в число кающихся.

В те времена существовали четыре категории кающихся. Плачущие, которым не дозволялось заходить внутрь храма, и они могли только просить молиться о них проходящих мимо. Слушающие, которые могли стоять в притворе и подходить за благословением к епископу с огла­шенными, вместе с которыми они потом покидали храм. Припадающие могли находиться в самом хра­ме, но только в самой задней его части, и принимали участие в молитвах верных, стоя на коленях, после благословения епископа они также покидали храм. Купностоящие могли стоять с верными до оконча­ния литургии, но не допускались к Святым Дарам. Все то время, что было выделено кающимся на вы­полнение епитимьи, о них возносились молитвы в храме после литургии оглашенных и литургии вер­ных. Именно эти молитвы легли в основу чинопоследования таинства покаяния, которое совершается в настоящее время.

Чаще всего таинство покаяния, которое нередко называют вторым крещением, предшествует таин­ству евхаристии. Именно так происходит очище­ние души христианина для участия в божественной трапезе. Люди, не исповедавшие своих грехов и не получившие благословения священника, по тради­ции Православной церкви к святому причастию не допускаются. Без предварительной исповеди могут причащаться только дети до 7 лет.

Первая часть чинопоследования таинства пока­яния совершается, как правило, для всех людей, при­шедших на исповедь, и включает в себя возглас: «Благословен Бог наш...», после которого читается «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш». Далее произносится двенадцать раз «Господи, помилуй», затем «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды). После этого читают покаянный псалом пятидесятый и тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», «Слава», «Господи, помилуй нас...», «И ныне», «Милосердия двери отверзи нам...», затем произносится сорок раз «Господи, помилуй».

Священник произносит слова: «Господу помо­лимся!» и молитву «Боже, Спасителю наш...». Ес­ли эта молитва произносится перед всей группой исповедников, то слова «...Сам и раба Твоего (имя), кающагося...» заменяются на «...Сам и рабов Твоих, кающихся, о нихже содела согрешениих...», место­имение «ему» далее меняется на «им». После этого читается вторая молитва — «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго...». Нередко при чтении этих мо­литв священник сходит с амвона и остается стоять среди собравшихся для исповеди, повернувшись ли­цом к алтарю.

Чтение этих молитвенных текстов служит опре­деленным вступлением и подготовкой к личным исповедям, они помогают каждому кающемуся настроиться на нужный лад, прочувствовать бли­зость Господа, Его любовь и готовность простить грешника. Эти молитвы помогают раскрыться душе исповедника, выразить его надежду на отпущение и избавление от скверны.

После завершения первой части молитвенных чтений священнослужитель оборачивается лицом к пастве и произносит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит...» Тем, кто сознательно готовится к испове­ди, желательно заранее ознакомиться с этим обра­щением, предписываемым требником. Тогда слова священника в момент чтения будут не просто хоро­шо знакомы и понятны кающемуся, но и помогут осознать всю ответственность того решения, кото­рое он сейчас принимает — исповедать перед ли­цом Всевышнего свои грехи и принять его помощь для уклонения от скверны в дальнейшем. Для того чтобы обращение стало более понятным, сущест­вует его перевод на русский язык. Этот же вариант допустим и для чтения священником в храме:

«Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред то­бою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бой­ся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление гре­хов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и ико­на Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!»

Традиционно перед исповедью кающийся дол­жен засвидетельствовать свою веру, прочитав «Сим­вол веры». Однако, так как многие из прихожан могут не знать этой молитвы наизусть, нередко священник внятно и неторопливо читает «Символ» перед всеми, пришедшими на исповедь, делая пау­зы после каждой фразы, для того чтобы люди могли повторить вслед за ним сказанное.

После этого священнослужитель переходит к лич­ным беседам с каждым из пришедших на исповедь. Каждый человек, подойдя к аналою, должен совер­шить земной поклон в сторону алтаря или креста, лежащего на аналое. Если к исповеди подготовилось большое количество людей, то поклон необходимо совершить всем вместе перед началом личных собесе­дований со священником. У аналоя священник и ис­поведующийся обычно стоят, однако церковные пра­вила позволяют пожилым священникам при большом количестве исповедующихся сидеть.

Исповедующийся стоит, преклонив голову, перед аналоем, на котором находятся Святое Евангелие и крест. Римско-католический обычай исповедовать­ся, опустившись на колени перед аналоем, нередко практикуется в настоящее время и в некоторых православных церквах, особенно в юго-западных епархиях. При том, что такая поза исповедующе­гося, несомненно, выражает смирение и преклоне­ние, следует помнить, что этот обычай не является исконным для Русской православной церкви.

Дожидаясь своей очереди на исповедь, следует сле­дить за тем, чтобы расстояние между ожидающими и кающимися было достаточным. Беседу с исповедую­щимся священник ведет вполголоса, для того чтобы предмет их беседы не стал всеобщим достоянием.

Форма исповеди может быть достаточно сво­бодной. Но нередко священник направляет своего прихожанина при помощи вопросов, изложенных в требнике. Особенно важна помощь священника при исповедовании детей или новоначальных.

Если подготовка к исповеди включала большую ра­боту человека над собой, если ему удалось добраться до сути и причин каждого своего греха, то на испове­ди можно достаточно кратко перечислить все грехи, добавляя после каждого: «Каюсь, Господи, согрешил». Это особенно актуально, если исповедь происходит в храме в праздничный день и к покаянию и прича­щению готовится большое количество людей. Тогда, чтобы не задерживать людей, стоит обойтись назы­ванием грехов, без подробного рассказа священнику о каждом из них. Ведь отпущение греха зависит не от его подробного обсуждения со священником, а от его подробного внутреннего разбора самим человеком и искреннего раскаяния в нем.

Если существует возможность неторопливой бесе­ды со священнослужителем, принимающим испо­ведь, то можно ею воспользоваться, особенно если опыт посещения храма и подготовки к таинствам у прихожанина небольшой. Однако следует пом­нить о том, что при таком подходе существует ре­альная возможность от раскаяния перейти к оправ­данию себя, к поиску причин собственных грехов во внешних обстоятельствах или поступках других людей. Оправдывая себя и осуждая других, человек не только не избавляется от груза прежних грехов, но и увеличивает его. В данном случае покаяния не произойдет.

Священнослужители тоже исповедуются друг пе­ред другом, и дважды в год — каждый перед своим духовником. Замечателен тот факт, что святые угод­ники Божии раскаивались на исповеди даже в своих добрых делах. Не все понимали причину такого по­ведения, а объяснялось это тем, что наделенные по благодати Божией более тонким духовным зрением святые видели, что за каждым добрым делом может потянуться длинный шлейф греховных мыслей — тщеславного ожидания похвалы и оценки...

Тайна исповеди священниками Хранится свято, так как ее разгла­шение считается смертным грехом, так же как и разглашение любой ин­формации, полученной священни­ком в частной беседе, в которой он участвовал в качестве духовника.

Как правило, епитимьи, которые предусматрива­лись каноническими требованиями христианской веры как наказания за некоторые грехи, в полной мере в настоящее время не осуществляются.

После обсуждения грехов кающегося священ­ник произносит завещание, призывая исповедав­шегося не возвращаться к прежним грехам и упо­вая на помощь Господа в укреплении духовных сил верующего. После этих слов наставления священник читает молитву «Господи Боже, спасения рабов Твоих...».

-3

По окончании чтения молитвы священ­ник накрывает голову стоящего и склонившего­ся над аналоем или же опустившегося на колени исповедника епитрахильей, возлагает поверх нее руки и произносит слова разрешительной молитвы, которая и содержит в себе тайносвершительную формулу таинства покаяния: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами твое­го человеколюбия, да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

При последних словах молитвы священник осеняет голову верующего крестным знамением. Исповедующийся поднимается, при­кладывается к Кресту и Евангелию, выражая свою любовь к Господу и благоговение перед Ним. Пос­ле этого все исповеданные грехи кающегося счи­таются отпущенными, и он может приступить к таинству причастия. Однако в некоторых случа­ях священник может счесть прегрешения особо тяжкими или нераскаянными и не отпустить их немедленно. В таком случае разрешительную мо­литву не читают, и человек не может быть допущен к причастию.

Одним из постулатов христианской веры явля­ется уверенность том, что Господь не отвергает ни­кого, далее самый большой грешник, искренне рас­каявшись в содеянном, может заслужить милость и прощение Божие. И свидетельство этому убежде­нию выражается в словах разрешительной молитвы, которой священнослужитель заканчивает таинство исповеди.

Любви и Мира, братья и сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!