Найти тему
Страница юриста

Наказание за езду без ОСАГО стало гораздо жестче

Оглавление

Согласно Административному кодексу, за управление автомобилем без полиса ОСАГО нарушителю грозит откровенно небольшой штраф. Однако на практике всё гораздо жестче, и нарушитель может вовсе поплатиться 15-суточным арестом.

Теория и практика

Итак, ситуация. Водителя тормозит инспектор и выясняет, что тот управляет транспортным средством без ОСАГО. Если бумажный полис есть, но остался дома, нарушителю грозит штраф 500 рублей согласно части 1 статьи 12.37 Административного кодекса.

Но давайте рассмотрим случай, когда договор ОСАГО не заключался и полиса нет совсем. Согласно части 2 статьи 12.37 КоАП, подобное нарушение карается штрафом 800 рублей. И теоретически на этом — всё. То есть никакого усиления ответственности в случае повторной поимки за рулем без действующего ОСАГО не предусматривается. Другими словами, еще раз поймают без полиса — снова оштрафуют на 800 рублей.

Однако на практике всё иначе. Сегодня всё чаще водителям, пойманным без действующего полиса ОСАГО, инспекторы, помимо оформления штрафа, выдают предписание об устранении нарушения. Речь идет о требовании приобрести полис ОСАГО.

И после того, как водитель получает такое требование, повторное выявление «бесполисной» езды является фактически неисполнением выданного инспектором предписания, другими словами — неповиновением законному требованию сотрудника полиции. А это уже совсем другая история.

Согласно части 1 статьи 19.3 Административного кодекса, неподчинение требованию инспектора грозит водителю серьезными последствиями: от штрафа 2 — 4 тыс. рублей до 15-суточного ареста.

Переняли опыт

С одной стороны, подобное наказание выглядит как абсолютный произвол инспекторов. Повторимся, Административный кодекс не предусматривает за отсутствие договора ОСАГО никакой другой санкции, кроме как штрафа в размере 800 рублей.

Такое нововведение является откровенным копированием практики борьбы с тонированными автомобилями. Однако есть очевидное отличие. Заключается оно в том, что незаконная тонировка может быть физически устранена, что называется, на месте. И только если нарушитель упорствует и отказывается «растонировать» авто, появляется основание для привлечения его к ответственности на основании части 1 статьи 19.3 Административного кодекса.

Но отсутствие ОСАГО — это объективно иная ситуация. Устранить такое нарушение на месте невозможно. Инспектор не может оформить полис, тем более на дороге. У него просто нет таких полномочий.

И потому в ситуации с отсутствующим ОСАГО можно просто отказаться подписывать требование об устранении нарушения, которое выдает инспектор. И всё. Проблема решена. Или все-таки нет?

Что говорят эксперты

Напомним, что, согласно Федеральному закону № 40-ФЗ, страхование гражданской ответственности является обязанностью каждого автомобилиста. Другими словами, езда без ОСАГО — это уже противоправное поведение. 

И в такой ситуации, по словам главного юрисконсульта компании «Правокард» Анны Куклевой, оформление инспектором бумажного предписания об устранении нарушения, то есть требование приобрести ОСАГО, — это совершенно законное действие.

К слову, отказ водителя ставить свою подпись на предписании об устранении нарушения не отменяет обязанности заключить договор ОСАГО. В этом случае сотрудник ГИБДД просто делает отметку в документе об отказе водителя подписать его и получить.

Но это ничего не меняет для автомобилиста. И в случае повторного отсутствия полиса ОСАГО привлечение нарушителя к ответственности по части 1 статьи 19.3 Административного кодекса является правомерным. 

Такой вывод поддерживается и ведущим юристом Европейской юридической службы Орестом Мацалой. Более того, как отмечает эксперт, это общая позиция и для российских судов, которые в подобных ситуациях всегда занимают сторону инспекторов ГИБДД.

В заключение отметим один нюанс. Итак, инспектор остановил водителя без ОСАГО, оформил протокол и предписание. То есть в первый раз за езду без полиса автомобилист оштрафован на 800 рублей по части 2 статьи 12.37 Административного кодекса. Когда же водителя останавливают во второй раз и уличают в отсутствии полиса, то подвергают наказанию по части 1 статьи 19.3 КоАП: от штрафа 2 — 4 тыс. рублей до 15-суточного ареста.

Формально получается, что водителя дважды карают за одно и то же нарушение. Но это лишь на первый взгляд. С точки зрения законодательства, отсутствие ОСАГО — это одно нарушение. А вот неисполненное предписание — совершенно другое. То есть водитель в этой ситуации совершает два разных правонарушения. Следовательно, два наказания за два разных правонарушения являются абсолютно справедливыми.