Легендарная композиция «Подмосковные вечера» по количеству исполнений вошла в Книгу рекордов Гиннеса. Сегодня она является одной из самых популярных русских песен прошлого столетия. Ее исполняли симфонические оркестры, джаз-бэнды и даже рок-группы. А ведь песня была написана на скорую руку, и ее едва не зарубили чиновники, посчитав слишком легкомысленной.
В Советском Союзе руководители привыкли мыслить масштабно. И если что-то планировали, то это обязательно должно было стать большим и грандиозным. Особенно, если речь шла о спортивных состязаниях. Вот и летом 1956 года в Москве собирались проводить Спартакиаду народов СССР. Подготовка к столь крупному событию велась по всем направлениям. И голова болела не только у спортсменов. По такому случаю документалисты решили снять фильм о легкой атлетике и значении спорта для советских граждан.
А чтобы кино вызывало хоть какой-то интерес, было решено разнообразить его патриотическим саундтреком – красивыми, вдохновляющими на спортивные подвиги песнями. Привычные в таких случаях марши киношники захотели разбавить мягким лирическим номером. Заказ на написание такой песни получили композитор Василий Соловьева-Седой и поэт-песенник Михаил Матусовский.
Мэтры заперлись на даче в поселке Комарово и приступили к работе. Оба прекрасно понимали, что кино, к которому они напишут песню – исключительно пропагандистское. И будет быстро забыто вместе с их песней. Поэтому не стали себя чересчур утруждать. Соловьев-Седой порылся в ящиках своего стола и извлек оттуда мятый бумажный листок с композицией «Ленинградские вечера». Мелодию композитор сочинил еще пару лет назад, но считал неудачной. Однако резонно рассудил, что для пропагандистского фильма вещица вполне сойдет.
Матусовский слегка поменял ее название. Быстро набросал незамысловатые стихи с простенькими рифмами. И лирическая песня «Подмосковные вечера» была практически готова. Авторы показали песню киношникам, которые уже монтировали фильм с оригинальным названием «В дни спартакиады». Осталось определиться с исполнителем. Спеть композицию вначале предложили Марку Бернесу. Мелодию тот оценил положительно. А вот текст показался ему откровенно примитивным. Популярный артист ответил категорическим отказом.
Тогда на запись песни пригласили молодого солиста Большого театра Евгения Кибкало. Со своей задачей тот справился «на отлично». Но результат не устроил уже самих авторов. Получилось слишком уж академично. К счастью, песню услышал актер МХАТа Владимир Трошин. Красивая лирическая композиция ему пришлась по душе, и он сам вызвался ее спеть. Исполнение драматического артиста получилось идеальным.
Далее полностью готовую песню нужно было утвердить перед художественным советом. Но чиновники разнесли ее в пух и прах. Песню они посчитали серой и скучной. Более того, высказали в адрес авторов массу претензий. Мол, вам доверили ответственное задание и понадеялись на ваш талант, а вы сделали халтуру. Песню едва не забраковали. Однако времени на написание новой композиции уже не было. Поэтому «Подмосковные вечера» утвердили, пусть и очень неохотно.
Как и предполагали авторы песни, фильм о спартакиаде почти не вызвал зрительского интереса и благополучно отправился в архив. Незамеченной осталась и песня. Но в те годы существовало железное правило: песни из фильмов обязательно должны быть в фонде радио. Поэтому Владимира Трошина пригласили записать композиции из этой кинокартины специально для радиостанций. Когда артист обнаружил, что «Подмосковных вечеров» среди тех песен не оказалось, то отказался что-либо записывать вообще. Через неделю «пропавшая» песня чудесным образом нашлась.
Знаменитый советский дирижер, руководитель оркестра Всесоюзного радио Виктор Кнушевицкий дал песне вторую жизнь. Сделал шикарную аранжировку, украсил хоровыми вокализами. Именно эта версия и стала канонической. Неудивительно, что когда обновленные «Подмосковные вечера» вышли в эфир, на радио стали поступать тонны писем от слушателей с просьбой поставить эту песню. Некоторые даже не помнили ее название, а просто цитировали в письмах полюбившиеся строки.
А летом 1957 года «Подмосковные вечера» стали официальной песней VI Всемирного молодежного фестиваля в Москве и музыкальным символом столицы нашей страны. На конкурсе, который проходил в рамках фестиваля, композиция получила премию и золотую медаль. А потом – ушла в народ и с тех пор «путешествует» по миру. В 60-х годах название «Подмосковные вечера» стало узнаваемым советским брендом. Так называли парфюмерию, кондитерские изделия, сувенирную продукцию. В 1962 году песня даже заняла 2-е место в чартах Billboard в исполнении джаз-бэнда Kenny Ball and his Jazzmen.
Вместе с «Катюшей» и «Калинкой» эта композиция входит в условную тройку самых известных русских песен среди иностранцев. Текст переводили на многие языки мира, а знаменитую мелодию исполняли классические музыканты, рокеры, металлисты, джазмены и много кто еще. Композиция, когда-то написанная на заказ, стала по-настоящему народной. И песню эту в мире до сих пор знают и любят.
фото в статье: https://pressa.tv
Понравилась статья? Ставьте лайк, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.