Найти в Дзене

Корейский театр масок деревни Хахве

Здравствуй, Мой Дорогой Друг, размышлял я давеча о нашем новом путешествии и о том, куда бы нам с тобой отправиться на этот раз и вот что пришло мне на ум – давай посетим Южную Корею, а именно корейскую деревню-музей под открытым небом - Хахве, которая расположена в провинции Кёнсан-Пукто. Возможно, ты спросишь меня: «Что нам там делать?» Пожалуй, нужно уточнить, что конечно дело не в деревне, а как обычно в масках. Но нужно разложить все по порядку. Итак, данное поселение стало широко известно тем, что здесь были найдены древние деревянные маски, а также в наше время, подобно прошлому, проводятся театрализованные представления, где артисты играют свои роли в копиях этих традиционных корейских масок — Хахве, с которыми нам и предстоит познакомиться. Но прежде, чем перейти к описанию самого театра и самих масок, необходимо сказать несколько слов об истоках самой традиции использования масок в древности на территории Кореи. Когда-то, в далекие времена, маски применялись шаманами - «мудан

Здравствуй, Мой Дорогой Друг, размышлял я давеча о нашем новом путешествии и о том, куда бы нам с тобой отправиться на этот раз и вот что пришло мне на ум – давай посетим Южную Корею, а именно корейскую деревню-музей под открытым небом - Хахве, которая расположена в провинции Кёнсан-Пукто.

Возможно, ты спросишь меня: «Что нам там делать?»

Пожалуй, нужно уточнить, что конечно дело не в деревне, а как обычно в масках. Но нужно разложить все по порядку.

Итак, данное поселение стало широко известно тем, что здесь были найдены древние деревянные маски, а также в наше время, подобно прошлому, проводятся театрализованные представления, где артисты играют свои роли в копиях этих традиционных корейских масок — Хахве, с которыми нам и предстоит познакомиться.

Но прежде, чем перейти к описанию самого театра и самих масок, необходимо сказать несколько слов об истоках самой традиции использования масок в древности на территории Кореи.

Когда-то, в далекие времена, маски применялись шаманами - «мудан». Чаще всего это были женщины, очень редко мужчины, которым для проведения ритуалов приходилось переодеваться в женскую одежду.

По древним верованиям корейцев духи и демоны наполняли всю окружающую действительность: землю, воздух, горы, деревья, ручьи и реки, море … все что было видно, слышно и осязаемо и более того.

А так как демоны и духи разделялись, по мнению людей того времени, на две категории: незримые враги рода людского и относительно добрые духи, которые тем не менее обидчивы и чрезвычайно прихотливы, то соответственно с этими потусторонними сущностями нужно было как то пытаться общаться и договариваться без вреда для шаманки-«мудан» и ее помощников, если такие имелись.

Поэтому шаманка и ее «подмастерья» должны были использовать каждый раз в ритуалах маски, дабы скрыть свои лицо и личности в целом, чтобы при неудачном стечении обстоятельств дух не мог запомнить их, и впоследствии нанести какой либо вред. И да, маски после ритуала сжигались.

Сами шаманские ритуалы имели характер театрализованного действия, которое, по мнению многочисленных исследователей, вполне могли трансформироваться со временем в отдельную театральную традицию, в рамках которой использовались уже не одноразовые маски, а тщательно вырезанные из дерева личины персонажей представления Хахве.

Позднее эти маски стали использовать все чаще во время различных народных праздников, когда актеры, надевая их, изображали повседневные драматические и комические сценки из жизни. Попутно их стали использовать во время танцев — как ритуальных, сопровождающих разнообразные обряды, так и театральных развлекательных.

-2

Несколько слов нужно сказать о сценарной наполненности самих театральных постановок. Так, чаще всего театрализованные представления носили юмористический, сатирический и поучительный характер. В сценках изображались и порицались разнообразные человеческие пороки, которые были характерны для разных слоев социума. Например, простые люди не любили «Аристократа» и «Ученого», потому что они олицетворяли собой пороки людей высокого происхождения. Последним не редко приписывали жестокость, жадность, склонность к несправедливым поступкам. «Монаха» чаще всего показывали обжорой, лентяем и сладострастником. Персонаж «Мясник/палач» олицетворял собой злость, и его другие персонажи боялись.

Достаточно частым и популярным был сюжет, в котором «Монах» и «Ученый», которые согласно своей деятельности должны быть людьми аскетичными и не подверженными соблазнам, заглядываются на красоту «Невесты» или «Наложницы». Они пытались соблазнить девушку, и в зависимости от того, поддавалась она на уговоры или нет, зависел исход представления. И если честно, Дорогой Мой Друг, мне это кажется очень сомнительным, но тем не менее, если героиня придерживалась нравственных принципов, то вслед за ней положительными становились и ранее отрицательные персонажи.

Далее перейдем непосредственно к маскам, ну а сам термин - «маска» на корейском языке звучит как «таль» или «тхаль», соответственно правильно именовать маски Хахве-тхаль.

Если верить источникам, то когда-то в данной театральной традиции использовалось всего двенадцать масок-персонажей, из которых до наших дней дошло только десять, точнее дошло в материальном виде девять, а одну смогли восстановить по описаниям, ну а две, увы, были утеряны безвозвратно. Тут есть некоторая путаница и мы попробуем ее разобрать чуть позднее.

Теперь рассмотрим непосредственно сами маски, которые традиционно используются актерами в своих постановках:

Янг-Бан - (аристократ, дворянин, благородный господин): персонаж, обладающий наибольшей властью, безгранично надменен и горделив, в результате чего является объектом крайних издевательств в пьесах. Глаза нарисованы закрытыми, с глубокими темными бровями и окружающими их морщинами. Подбородок - это отдельная и подвижная часть маски, эта конструктивная особенность ее, дает возможность актерам наклоняясь вперед и назад создавать иллюзию того, что маска улыбается или хмурится по мере необходимости.

-3

Сеон-Би - (ученый): еще один персонаж, обладающий высоким социальным статусом, очень много знает, умен, но при этом чрезмерно высокомерен. Сама маска имеет расширенные ноздри и резко очерченные скулы, что создает общий образ неодобрения, тщеславия и презрения к окружающим. Маска, также как и предыдущая, имеет отдельную челюсть, прикрепленную шнуром или шнурком.

-4

Эйме - (слуга ученого Сеон-Би): данный персонаж изображается веселым и незлобным дураком/глупцом, этакий простак. Общее выражение личины должно создавать у зрителя ощущение глупости и наивности персонажа. Лоб и щеки скошенные, вокруг всего лица и глаз много морщин. Это единственная маска без подбородка.

-5

Чорен-Ги - (Слуга аристократа Янг-Бана): этот персонаж отличается крайним упрямством, нетерпеливостью и абсолютно не сдержан на язык. При этом его амплуа - мудрый дурак, этот персонаж издевается и высмеивает своего хозяина, создавая большую часть комедийных и юмористических сценок. У него кривой рот с обнаженными острыми зубами и выпученные глаза, посаженные в глубокую впадину с твердой темной бровью. Выражение маски показывает упрямство, гнев и озорной характер.

-6

Бу-Не или Пунаэ - (Наложница, любовница. Всегда в центре внимания Янг-Бана и Сеон-Би): это очень агрессивный и при этом эротичный персонаж пьес. Маска симметрична и изготовлена ​​из цельного куска дерева. У нее очень маленький рот с красными румяными губами, щеками и лбом. Ее глаза прикрыты, и в целом она создает ощущение счастливой и добродушной девушки, что сильно отличается от ее поведения в представлениях.

-7

Гакси - (невинная девушка, невеста): Персонаж скромна и добродетельна. У этой маски закрытый рот и закрытые опущенные вниз глаза, что указывает на то, что она одновременно и застенчивая, и тихая. Эта маска вырезана и раскрашена так, чтобы они у нее были длинные черные, но при этом не симметричные волосы. Маска изготовлена ​​из цельного куска дерева.

-8

Чжон - (монах-отступник): персонаж по характеру крайне хитер, скрытен и изворотлив. Монахи обладали большой властью и влиянием и часто были подвержены коррупции, жадности, что соответственно вызывало недовольство и насмешки со стороны низших классов. Поэтому в пьесах этот герой изображается развратным и прожорливым персонажем. Нижняя часть маски отдельная от верха, прикрепленная шнурами, позволяла актеру, при движении вверх или вниз, изображать смех. Глаза узкие, на лбу небольшая шишка. Маска часто окрашивалась в красный цвет для обозначения среднего возраста.

-9

Баек-Чон - (палач, мясник): персонаж вспыльчив, крайне агрессивен и кровожаден. У этой маски узкие глаза и также как и у предыдущей, отдельная челюсть, закрепленная шнурками, что позволяло маске злобно ухмыляться, когда актер наклоняется вперед, и проявлять маниакальный смех, когда он откидывается назад. Волосы и брови черного цвета, а маска покрыта мимическими морщинами. Бровь скошена набок, что должно было означать неконтролируемо вспыльчивый характер.

-10

Хал-Ми - (вдова, пожилая женщина, старуха): маска обладает широкими круглыми глазами и открытым ртом, который с обоих сторон обрамлен старческими морщинами. Маска представляет собой цельный кусок дерева.

-11

Итого, мы с тобой, Дорогой Мой Друг, познакомились с основными девятью масками, которые используются нынче в театральных постановках .

Еще одна маска была восстановлена по описаниям, это маска существа похожего на льва в перьях, которую носили в руках на шестах. Это буддийские крылатые львы, которые должны были защищать от зла во время исполнения ритуалов. И хотя ее упоминают как маску, но она не входит в канонические 12 масок Хахве.

Таким образом нужно отметить, что утеряны и забыты были три маски: Чонгак (студент, ученик, холостяк), Бёльче (сборщик налогов) и Токтари (старик). О них, к нашему сожалению, нам ничего не известно.

Говоря об театральной выразительности масок, нужно сказать, что вполне естественно то, что любая из них имела особенные свойственные только ей черты, по которым знающие зрители абсолютно точно могли узнать, какую роль играет тот или иной актер.

Что касается создания масок Хахве, то делались они из ольхи, каждая деталь тщательно вырезалась резчиком, а при окончательной обработке краску применяли очень редко, хотя современные мастера этим уже не пренебрегают.

-12

Подводя итог нашего знакомства с Хахве-тхаль, нужно упомянуть, что оригиналы старинных масок, найденные в деревне Хахве, сегодня хранятся в национальном музее в Сеуле, а соответственно в деревенском музее Хахве и на представлениях можно увидеть только их копии.

Каждый год в деревне Хахве проводится Фестиваль Масок, а в праздничные дни разыгрываются традиционные представления - танцы с масками, поэтому, Дорогой Мой Друг, если тебя судьба забросит в Южную Корею, то будь добр не поленись, посети данное театральное действие.

Ну и в заключении хочется отметить тот факт, что в наши дни туристы, приезжающие в Южную Корею, и даже местные жители покупают различные сувениры с изображениями Хахве-тхаль: брелоки с масками, памятные магниты и настенные маски, так как считается, что эти Тхаль приносят удачу своему владельцу.

Прощаюсь с тобой, Дорогой Мой Друг, совсем не на долго!

До скорой встречи!

Пока!

Фото взяты из открытых источников.