Испокон веков на русской земле жили богобоязненные люди. Основной приметой их городов были взметнувшиеся над гражданской застройкой колокольни и маковки церквей. Каждый уважающий себя купец, промышленник или дворянин старался отметиться при жизни постройкой храма. Церковь была центром местной культурной жизни, куда простой люд ходил не только за молитвой, но и за разговором, ведь иных общественных мест в среднестатистическом селе обычно не было. В начале XX века всепоглощающая религиозность в среде простого народа начала сдавать свои позиции, во многих местах появлялись школы, народные дома, библиотеки и прочие образовательные учреждения. Указ об укреплении начал веротерпимости 1905-го года дал большую свободу верующим иных конфессий и учений. Отныне за отпадение от православия вероотступник мог не опасаться сурового наказания. Православная церковь по прежнему оказывала колоссальное влияние на жизнь страны, но перемены были налицо. Потом грянул революционный 1917-й год. Большевики ненавидели веру, калёным железом они пытались стереть её следы на захваченной ими земле - жгли иконы; продавали и переплавляли храмовую утварь; преследовали духовенство и наиболее активных мирян; разрушали старинные церкви и монастыри. Многие храмы в то время перестраивались в общежития, зернохранилища, склады, тюрьмы и мастерские. До сих пор потрясающий Кирилло-Новоезерский островной монастырь занимает печально известная колония «Вологодский пятак». Старинные постройки Николо-Корельского монастыря в Северодвинске по сей день используются режимным Севмашпредприятием. Помню, как я посещал Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области, когда в его стенах ещё размещалась психиатрическая лечебница. Это было странное зрелище - среди обшарпанных старинных стен бродили потерянные люди в изношенных робах. Они были вежливы, вели себя культурно и стояли небольшими компаниями. Одна парочка играла в шахматы, а вокруг толпились зеваки и оживлённо обсуждали ход игры. Давно это было, многое уже забылось, но печальный вид древнего монастыря навсегда отпечатался в моей памяти. Вот почему я сильно удивился, когда увидел современные фотографии той обители. Теперь там всё отреставрировано как с иголочки, больница же переехала в другое, более подходящее место. Примерно то же самое произошло почти со всеми старыми церквями в Подмосковье, хотя время от времени мне попадаются храмы , которых ещё не касалась рука реставратора. Об одном из них пойдёт речь в этой статье.
Горьковское шоссе разрезает надвое посёлок Новая Купавна. Двигаясь от Москвы вы увидите надземный пешеходный переход, а перед ним будет съезд налево. Минуя полтора километра заборов вперемежку с лесом, вы попадёте в местечко Родинки. Здесь, в окружении коттеджей состоятельных землевладельцев стоит заброшенное здание. На первый взгляд в нём нет ничего особенного: стёкла выбиты, внутри гуляет ветер, стены изрисованы похабными надписями, но подозрительно толстые стены, вкупе с фигурной кирпичной кладкой наводят на мысль о том, что возраст у него почтенный.
Когда-то этот забытый дом был храмом Божьим. Церковь Воскресения Христова в Воскресенском Родинки тож была построена по заказу владелицы села княгини Анны Алексеевны Нарышкиной в 1769 году. Давным-давно в этом селе была возведена деревянная церквушка, которая к сожалению сгорела. Полвека спустя был построен ещё один деревянный храм, но и он в итоге не выдержал противостояния с суровым русским климатом, плесенью и древесными вредителями. С третьей попытки было решено отказаться от ненадёжной древесины и строить из кирпича и на века.
Новая церковь без проблем простояла до советской эпохи. Во второй половине XIX века были обновлены росписи, сделан бетонный пол вместо деревянного и поставлен новый иконостас. Говорят, будто бы кресты на главах этого храма были увенчаны коронами. Данная особенность обозначала, что церковь построена либо на пожертвования из государевой казны, либо по царскому указу.
Храм закрылся в тридцатые годы прошлого века. Внутреннее пространство было разделено на комнаты и квартиры. Потом здание использовалось в качестве общежития санатория «Дорожник». Позже в нём вроде бы жили рабочие из Средней Азии. В конце-концов изуродованное культовое сооружение расселили и бросили на произвол судьбы.
Видно, что храм перестраивали не хаотично, а по определённому проекту. Над алтарём была сооружена деревянная терраса.
Трапезная и верхняя советская надстройка похожи и даже ширина окон одинаковая. Несомненно при Сталине люди ещё разбирались в пропорциях и архитектурной совместимости.
Ох, не люблю я ходить по заселённым бомжами заброшенным помещениям, но чего только не сделаешь из любви к искусству. Конечно внутри царит бардак, под ногами хрустят тетрадные листы, осколки стекла и старые компакт-диски. Кажется все росписи и оригинальная внутренняя обстановка утрачены, хотя возможно что-то сохранилось под штукатуркой.
О том, что здесь когда-то проходили богослужения напоминают лишь мощные своды.
Войдя в основной подъезд, я услышал как кто-то выбежал с чёрного входа, может это была собака или скучающий школьник. То, что подростки часто посещают бывший храм видно по начертанным фломастером тегам, граффити и непристойным изображениям. Сразу видна тяга к духовности у подрастающего поколения.
На втором этаже написано угрожающее предостережение: «Не ходи сюда». Разумеется я пошёл.
И не заметил ровным счётом ничего страшного или интересного. Обычные комнаты, как в простой панельной хрущёвке, разве что сильно замусоренные.
Вот такие виды, до сих пор можно наблюдать, съехав с оживлённого шоссе в двадцати километрах от Москвы. Надеюсь, что средства на восстановление храма будут найдены и в следующий приезд я увижу его былое великолепие.