Найти тему
Фёдор Тенин

Старинная церковь, ставшая общежитием для мигрантов

Испокон веков на русской земле жили богобоязненные люди. Основной приметой их городов были взметнувшиеся над гражданской застройкой колокольни и маковки церквей. Каждый уважающий себя купец, промышленник или дворянин старался отметиться при жизни постройкой храма. Церковь была центром местной культурной жизни, куда простой люд ходил не только за молитвой, но и за разговором, ведь иных общественных мест в среднестатистическом селе обычно не было. В начале XX века  всепоглощающая религиозность в среде простого народа начала сдавать свои позиции, во многих местах появлялись школы, народные дома, библиотеки и прочие образовательные учреждения. Указ об укреплении начал веротерпимости 1905-го года дал большую свободу верующим иных конфессий и учений. Отныне за отпадение от православия вероотступник мог не опасаться сурового наказания. Православная церковь по прежнему оказывала колоссальное влияние на жизнь страны, но перемены были налицо. Потом грянул революционный 1917-й год. Большевики ненавидели веру, калёным железом они пытались стереть её следы на захваченной ими земле - жгли иконы; продавали и переплавляли храмовую утварь; преследовали духовенство и наиболее активных мирян; разрушали старинные церкви и монастыри. Многие храмы в то время перестраивались в общежития, зернохранилища, склады, тюрьмы и мастерские. До сих пор потрясающий Кирилло-Новоезерский островной монастырь занимает печально известная колония «Вологодский пятак». Старинные постройки Николо-Корельского монастыря в Северодвинске по сей день используются режимным Севмашпредприятием. Помню, как я посещал Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области, когда в его стенах ещё размещалась психиатрическая лечебница. Это было странное зрелище - среди обшарпанных старинных стен бродили потерянные люди в изношенных робах. Они были вежливы, вели себя культурно и стояли небольшими компаниями. Одна парочка играла в шахматы, а вокруг толпились зеваки и оживлённо обсуждали ход игры. Давно это было, многое уже забылось, но печальный вид древнего монастыря навсегда отпечатался в моей памяти. Вот почему я сильно удивился, когда увидел современные фотографии той обители. Теперь там всё отреставрировано как с иголочки, больница же переехала в другое, более подходящее место. Примерно то же самое произошло почти со всеми старыми церквями в Подмосковье, хотя время от времени мне попадаются храмы , которых ещё не касалась рука реставратора. Об одном из них пойдёт речь в этой статье.

-2

Горьковское шоссе разрезает надвое посёлок Новая Купавна. Двигаясь от Москвы вы увидите надземный пешеходный переход, а перед ним будет съезд налево. Минуя полтора километра заборов вперемежку с лесом, вы попадёте в местечко Родинки. Здесь, в окружении коттеджей состоятельных землевладельцев стоит заброшенное здание. На первый взгляд в нём нет ничего особенного: стёкла выбиты, внутри гуляет ветер, стены изрисованы похабными надписями, но подозрительно толстые стены, вкупе с фигурной кирпичной кладкой наводят на мысль о том, что возраст у него почтенный.

-3

Когда-то этот забытый дом был храмом Божьим. Церковь Воскресения Христова в Воскресенском Родинки тож была построена по заказу владелицы села княгини Анны Алексеевны Нарышкиной в 1769 году. Давным-давно в этом селе была возведена деревянная церквушка, которая к сожалению сгорела. Полвека спустя был построен ещё один деревянный храм, но и он в итоге не выдержал противостояния с суровым русским климатом, плесенью и древесными вредителями. С третьей попытки было решено отказаться от ненадёжной древесины и строить из кирпича и на века.

-4

Новая церковь без проблем простояла до советской эпохи. Во второй половине XIX века были обновлены росписи, сделан бетонный пол вместо деревянного и поставлен новый иконостас. Говорят, будто бы кресты на главах этого храма были увенчаны коронами. Данная особенность обозначала, что церковь построена либо на пожертвования из государевой казны, либо по царскому указу.

-5

Храм закрылся в тридцатые годы прошлого века. Внутреннее пространство было разделено на комнаты и квартиры. Потом здание использовалось в качестве общежития санатория «Дорожник». Позже в нём вроде бы жили рабочие из Средней Азии. В конце-концов изуродованное культовое сооружение расселили и бросили на произвол судьбы.

-6

Видно, что храм перестраивали не хаотично, а по определённому проекту. Над алтарём была сооружена деревянная терраса.

-7

Трапезная и верхняя советская надстройка похожи и даже ширина окон одинаковая. Несомненно при Сталине люди ещё разбирались в пропорциях и архитектурной совместимости.

-8

Ох, не люблю я ходить по заселённым бомжами заброшенным помещениям, но чего только не сделаешь из любви к искусству. Конечно внутри царит бардак, под ногами хрустят тетрадные листы, осколки стекла и старые компакт-диски. Кажется все росписи и оригинальная внутренняя обстановка утрачены, хотя возможно что-то сохранилось под штукатуркой.

-9

О том, что здесь когда-то проходили богослужения напоминают лишь мощные своды.

-10
-11

Войдя в основной подъезд, я услышал как кто-то выбежал с чёрного входа, может это была собака или скучающий школьник. То, что подростки часто посещают бывший храм видно по начертанным фломастером тегам, граффити и непристойным изображениям. Сразу видна тяга к духовности у подрастающего поколения.

-12

На втором этаже написано угрожающее предостережение: «Не ходи сюда». Разумеется я пошёл.

-13

И не заметил ровным счётом ничего страшного или интересного. Обычные комнаты, как в простой панельной хрущёвке, разве что сильно замусоренные.

-14
-15

Вот такие виды, до сих пор можно наблюдать, съехав с оживлённого шоссе в двадцати километрах от Москвы. Надеюсь, что средства на восстановление храма будут найдены и в следующий приезд я увижу его былое великолепие.