Млечный путь - это словосочетание, всегда вызывало в детстве,что-то величественное и необычное.
Мы живём в Республике Хакасия.
В деревне, с дедушкой всегда смотрели, летними и осенними вечерами ,на звёзды и созвездия. Однажды, в более осознанное мое детство, я спросил, что это, показывая пальцем в ночное небо. И это был Млечный путь.
Мой дедушка рассказывал, о Млечном пути, и называл его - "Хыро чолы"(Дорога инея).
По мифологии, Хакасского народа, Ах-Худай (Бог) сказал, что для Эрлик-Хана (Сатаны или Дьявола ) не будет на земле места, но согласился оставить ему кусочек земли, на который можно поставить посох; И проткнул посохом землю и Эрлик-Хан спустился вниз. Спускаясь, обрезал свои бока, его кровь брызнула на небо и землю; на небе превратилась в Млечный Путь – Хыро чолы (Дорога инея).
Осенью с Млечного Пути падает иней и замораживает землю,а из пробитого отверстия выползли змеи, лягушки, черви и ящерицы, поверхность земли запачкалась нечистыми созданиями.
Ах-Худай ( Бог) забрезговал и поднялся на небо...
Мне представлялась эта картина, в детском своем воображении.
В итоге, Млечный путь,стал для меня ,чем-то таинственным,величественным и необычным.
Прошли года, и у меня родилась дочь. Пришло время ей задавать мне вопросы. Что же это такое, также показывая пальцем в вечернее или ночное небо ...
Встал вопрос, как же ей объяснить и рассказать?
Было два варианта:
1) с научной точки зрения,более менее понятный ребенку .
Млечный путь, это наша галактика. Галактика наша состоит 150-200 млрд.звезд, которую окружают другие планеты. И одна из звёзд, это наше Солнце и ее солнечная система,включая нашу планету Земля. Там ,где мы и живём.
И самое интересное, и самих галактик очень много , и все вместе это Вселенная.
2) с точки зрения мифологии. Ранее уже описал коротко , мифологию .
P.S. Я рассказал , в первую очередь,с точки зрения, мифологии нашего Хакасского народа.
(Естественно,сказал, что мифология и других народов , существует,когда придёт время расскажу или прочитаем).
Затем рассказал ,с научной точки зрения, на простом языке.
Было здорово наблюдать,как у нее сверкали глазки , от услышанной мифологии, как начала задумываться и задавать вопросы, уже после рассказа, с научной точки зрения. Объяснил ,что нужно изучать и наблюдать за вещами с разных ракурсов и сторон.
Заинтересовал дочь к науке, к энциклопедиям и книжкам .
Понял ,одну простую вещь или истину: познание и обучение детей,да и взрослых ,идёт через удивление.
Alexander Mamyshev.