Найти тему
Поездочка

Храм Христа Спасителя в Москве, словно феникс восставший из пепла.

Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви, расположенный в Москве на улице Волхонке. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённого храма, разрушенного в 1931 год.

Немного истории.

Идея строительства храма в честь победы в Отечественной войне впервые была высказана в декабре 1812 года генералом Петром Кикиным, сподвижником Александра I.

Кикин хотел возродить древнерусскую традицию обетных храмов. Такие сооружения возводились в честь победы над противником, а также в память о погибших во время боевых действий. Вероятнее всего, традиция храмов-памятников существовала ещё в домонгольский период: по позднему (и спорному) преданию, Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор на месте битвы с печенегами. Также предполагается, что после Куликовской битвы строились храмы во имя Рождества Пресвятой Богородицы, потому что праздник совпал со сражением русских войск с Мамаевой Ордой. В честь военных побед в столице возвели храм Василия Блаженного и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади.

25 декабря 1812 года, после изгнания войск Наполеона из России, император Александр I подписал Высочайший манифест о строительстве в Москве храма во имя Христа Спасителя.

Возводимый храм, по мысли Александра, должен был отличаться величием и грандиозностью духовной идеи. Вскоре провели открытый международный конкурс с участием 38 архитекторов. В 1814 году проектное задание уточнили: собор планировалось построить в течение следующих 10-12 лет. В этом первом конкурсе победил проект 28-летнего художника и масона Карла Витберга.

Карл Витберг
Карл Витберг

В плане этот храм обладал высотой 240 метров и был втрое больше современного. Он включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн, выполненных из трофейных пушек, а также памятники правителям и видным полководцам. Ради утверждения проекта Витберг перешёл в православие. В качестве местоположения для храма были выбраны Воробьёвы горы, которые император Александр I часто называл «короной Москвы». Раньше на этом месте находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьёвский дворец. Выбор местоположения был также обусловлен исторически: путь к храму располагался между Смоленской и Калужской дорогами к Москве, по одной из которых войска Наполеона вошли в город, по другой — его покинули.

Для Витберга, не бывшего профессиональным архитектором, строительство имело в первую очередь символическое значение — он замыслил возвести новый Соломонов храм, или, как он нередко называл его в своих записках, Храм Премудрости.

Проект Витберга.
Проект Витберга.

12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, на Воробьёвых горах состоялась закладка первого храма в присутствии Александра I.

Закладка храма
Закладка храма

Окончательная смета строительства, составленная Витбергом, была утверждена императором в 1820 году. Для контроля учредили особую комиссию под председательством Московского митрополита Серафима и московского военного генерал-губернатора. В 1821 году комиссия дала разрешение на начало земляных работ. В первые годы стройка шла энергично: по некоторым данным, для работ было приобретено более 20 тысяч подмосковных крепостных крестьян. Несмотря на грандиозные затраты, темпы работ постоянно снижались. В течение семи лет строителями не был завершён даже «нулевой цикл». Строительными работами руководил сам Витберг, не имевший практического опыта руководства: он не вёл должного учёта и контроля, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился излишне доверчиво. Завершить проект Витбергу не удалось.

Возведение собора приостановилось по восшествии на престол Николая I в 1825 году. Согласно официальной версии, это было связано с ненадёжностью почвы на Воробьёвых горах. Для обсуждения проекта долгостроя был сформирован другой комитет под председательством инженера-генерала Карла Оппермана. 17 февраля 1828 года императору был предоставлен отчёт комитета: из документов следует, что комиссия израсходовала порядка 16 миллионов рублей. В 1827 году строительная комиссия была расформирована, а Витберга и руководителей стройки обвинили в растратах и отдали под суд.

Новый конкурс не проводился, в 1831 году Николай I назначил архитектором Константина Тона, который работал в близком императору русско-византийском стиле.

Константин Тон
Константин Тон

Император также выбрал новое место на Волхонке, которая в то время носила название Чертолье; находившиеся там постройки были скуплены и снесены, в том числе и Алексеевский женский монастырь — памятник XVII века, впоследствии переведённый в Красное Село.

Алексеевский женский монастырь 1838 г.
Алексеевский женский монастырь 1838 г.

План нового храма был одобрен и утверждён 10 апреля 1832 года, и вскоре назначили новую «Комиссию для построения в Москве Храма во имя Христа Спасителя» под председательством московского генерал-губернатора, князя Дмитрия Голицына. В отличие от первого, второй храм строился практически полностью за казённый счёт.

Летом 1837 года началась укладка и укрепление фундамента будущего храма на выбранном месте. 10 сентября 1839 года в присутствии императора Николая I и великих князей Александра Николаевича и Михаила Павловича состоялась церемония торжественной закладки, которую возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет.

К 1841 году стены достигли уровня цоколя, а через восемь лет был завершён свод большого купола. Наружные леса с будущего храма убрали уже в 1860 году, однако украшение и отделка, а также устройство набережной и площади продолжались на протяжении ещё 20 лет. Строительством храма руководил ученик Тона, архитектор Иосиф Каминский.

В 1880 году сооружению было присвоено официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, утверждены духовенство и причт. Указом от 25 мая 1883 года собор приняли «на счёт казны». После смерти Тона в 1881 году стройку возглавил его ученик академик Александр Резанов. В том же году завершились работы по устройству набережной, площади вокруг храма, были установлены наружные фонари.

26 мая 1883 года состоялось торжественное освящение собора, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии императора Александра III, незадолго до того коронованного в Московском Кремле.

Храм играл заметную роль в общественно-религиозной, а также культурной жизни первопрестольной столицы империи. 20 августа 1882 года, в соборе была впервые исполнена под дирижированием Ипполита Альтани Увертюра 1812 года Петра Ильича Чайковского, написанная композитором в честь победы в войне с Наполеоном. В церкви действовал хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Коллектив исполнял произведения церковного композитора Александра Кастальского, здесь также звучали голоса Фёдора Шаляпина и Константина Розова.

Храм был центром торжеств открытия памятников Александру III и Николаю Гоголю. Главный престольный праздник кафедрального собора — Рождество Христово — до 1918 года во исполнение указа императора Александра I от 30 августа 1814 года в церковном календаре отмечался и как годовщина победы в Отечественной войне 1812 года. Храм располагал богатой библиотекой, по которой проводились экскурсии.

Фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году
Фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году

Храм продолжал действовать после революции 1917 года. С января 1918 года большевики прекратили финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма было организовано Братство храма Христа Спасителя. За короткое время на средства частных жертвователей было проведено временное электрическое освещение, организованы церковный хор, читальня, отремонтирована ризница. Одним из членов братства был издатель Иван Сытин, который на собственные средства опубликовал небольшую книгу об истории и архитектуре храма Христа Спасителя.

Клир и прихожане храма Христа Спасителя не поддержали сформированное в мае 1922 года, вскоре после помещения патриарха Тихона под домашний арест, Высшее церковное управление (обновленцев).

Идею строительства в столице Дворца Советов впервые озвучил в 1922 году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов. 13 июля 1931 года прошло заседание ЦИК СССР под председательством Михаила Калинина. На заседании постановили возвести Дворец на территории храма Христа Спасителя

Дворец советов
Дворец советов

Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести.

Несколько месяцев проводились спешные работы по разборке здания храма, останки которого в итоге было решено взорвать.

Храм перед разрушением лето 1931 года
Храм перед разрушением лето 1931 года

5 декабря 1931 года произвели два взрыва, после первого храм не был разрушен до конца. По воспоминаниям очевидцев, от прогремевших взрывов содрогнулись близстоящие здания, а взрывная волна ощущалась на расстоянии нескольких кварталов.

Разрушение храма, 1931 год
Разрушение храма, 1931 год

На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва культового сооружения, ушло почти полтора года. В конце 1930-х годов снятая с храма облицовка была использована для отделки здания Совета труда и обороны и станций метрополитена.

Рытьё котлована будущего дворца началось в 1935 году, а к 1939-му был завершён фундамент высотной части здания. На бетонное кольцо уложили 280 стальных плит, служивших основанием для стальных башмаков, на которые должны были опираться колонны каркаса. Строительство Дворца Советов заморозили с началом Великой Отечественной войны. Часть металлических конструкций Дворца пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы. Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание было полностью разобрано. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году. А в 1960 году на месте фундамента был закончен открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994-го.

Бассейн "Москва"
Бассейн "Москва"

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. В сентябре 1989 года инициативная группа переформировалась в православную общину и организовала «народный референдум» за возрождение храма, который поддержали тысячи советских граждан.

5 декабря 1990 года на месте будущей строительной площадки установили гранитный закладной камень, в 1992 г. был основан Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя. Планировалось, что фонд не будет использовать бюджетных ассигнований, но указом Бориса Ельцина для организаций, жертвующих деньги на восстановление и участвующие в восстановлении, были установлены налоговые льготы.

С 1994 по 2002 год пожертвования поступили от сотен тысяч российских граждан, от российских и зарубежных компаний.

31 мая 1994 года Московской патриархией и мэрией города было принято постановление о начале строительных работ по восстановлению храма. Совет по воссозданию религиозного сооружения возглавили патриарх Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков.

Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и другими. Хотя восстановление храма было поддержано многими общественными группами, его строительство сопровождалось протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Вскоре Денисов отошёл от работ, а его место занял Зураб Церетели, который окончил строительство. Скульптор изменил первоначальный проект, утверждённый московскими властями, и ввёл во внешнее оформление храма новые детали. При Церетели белокаменные стены были украшены мраморными композициями и бронзовыми горельефами, которые, однако, были раскритикованы как несоответствующие оригиналу.

-16
-17

Роспись интерьеров храма провели рекомендованные Церетели художники, однако культурная ценность этих росписей также стала предметом спора.

-18
-19

Первоначальная белокаменная облицовка была заменена на мраморную, а золочёная кровля крыш, кроме куполов, была сделана на основе нитрида титана. Эти изменения, внесённые в исторический проект, повлияли на смену цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную.

Новый храм Христа Спасителя был воссоздан к 1999 году как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спаса Преображения в цокольном этаж. В ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная Рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось великое освящение храма участниками Архиерейского собора РПЦ.

На 2018 год храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви и может вмещать до 10 тысяч человек.

-20

Новый собор возведён в традициях обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Нижний коридор служит памятником военных действий. Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении. Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году в формате «название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя».

-21

В храме Христа Спасителя совершаются отпевания значимых для современной российской истории и культуры людей.

В церковно-административном отношении храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Как здания и помещения комплекса храма, так и земля под ними являются собственностью города Москвы.

-22

«Воссоединение» — скульптурная композиция, посвящённая подписанию Акта о каноническом общении Московского патриархата и Русской зарубежной церкви.

-24

Скульптурный комплекс «Патриархи Московские и всея Руси» посвящен 100-летию восстановления патриаршества и 400-летию патриаршества на Руси.

-25

Сад с памятником императору Александру ll.

-26

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой инстаграм и на мой канал чтобы не пропустить новые публикации)

#храм христа спасителя #Церковь #православие #христианство #москва #достопримечательности #архитектура #история #Рпц #Храм