На живописном берегу реки Ижоры, в том месте, где она впадает в Неву и несёт свои воды дальше, к Финскому заливу, стоит каменный храм. Он был установлен бывшими военными, энтузиастами, в память о победе молодого князя Александра над шведскими отрядами в 1240 году.
В русском историческом сознании именно этот год является отправной точкой, когда говорят о соперничестве Новгорода и Швеции на территории нынешней Ленинградской области.
Первые походы шведов, ещё только встававших на путь к христианству, состоялись в самом начале 11-го века. Эйрик, сын короля Норвегии Хакона Могучего, а затем его брат Свейн доходили до первой столицы Древнерусского государства, Ладоги, и предавали её огню. Такое положение дел ненадолго прекратилось при Ярославе Мудром. Вторая жена князя, Ингигерда, была дочерью шведского конунга Олафа Щётконунга. В качестве приданого она получила Ладогу с прилегающими к городу землями.
Ладога была важным стратегическим пунктом в обороне Северо-Западной Руси. Последний правитель единого Древнерусского государства Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, придавал городу важное значение. Во время его княжения в Новгороде в 1116 году была заложена каменная крепость, которую и сейчас можно наблюдать в деревушке Старая Ладога на берегу реки Волхов.
Отношения теперь уже независимого после смерти Мстислава Великого Новгорода и Швеции в 12-м веке сводились к взаимным военным походам, зачастую напоминавшим обычные пиратские набеги.
Первый случай вооружённого столкновения шведов и русских зафиксирован в 1142 году — около 60 скандинавских гребных кораблей (шнек), способных нести на себе около 100 человек, напали на три русских купеческих судна в Балтийском море. Новгородцы отбили нападение, умудрившись, в свою очередь, потопить три корабля.
Уже через 7 лет шведы собрали более крупный отряд и на этот раз добрались до новгородской крепости. Количество захватчиков было настолько внушительным (источники сообщают о тысяче человек), что ладожанам пришлось самим брать оружие в руки, чтобы помочь княжеской дружине, число которой не превышало 500 человек. Нападение скандинавов в результате было отбито.
Вновь «свеи» появились на невских берегах спустя 15 лет после своего последнего нападения. Новгородская летопись сообщает о прибытии в мае 1164 года шведов на 55 шнеках к стенам Ладожской крепости. Современные историки оценивают численность нападавших в 2−3 тыс. человек. Жители успели сжечь свои дома в посаде и укрыться за мощными оборонительными сооружениями.
Четыре дня осаждали шведы русскую крепость. Попытались даже её штурмовать, но потерпели неудачу. Остаётся загадкой, как русская рать, численностью не больше нескольких сотен, смогла пережить натиск.
В районе современной деревни Самушкино, на берегу ничем не примечательной реки Воронежки, армии встретились в решающей битве. Точных сведений о характере сражения нет, из письменных источников о ней сообщает лишь новгородская летопись: «Победили их с божьей помощью, кого убили, а кого в плен взяли». Историки сходятся во мнении, что мало кому из шведов удалось спастись, а весь флот был в результате уничтожен.
Победа новгородцев в 1164 году заставила шведов приостановить свою экспансию в регион. Более того, теперь новгородцы завладели инициативой в борьбе против скандинавов — до 1240 года русские дружины несколько раз вторгались на территорию соседа.
Сейчас усилиями энтузиастов память о победе над шведскими отрядами 1164 года возвращается. Устраиваются экскурсионные туры, археологи проводят раскопки на предполагаемом месте сражения. Деревня Самушкино должна стать одним из центров туристического направления, включающего в себя Старую Ладогу, Волхов и Новую Ладогу. Получится ли это — покажет только время.