Найти в Дзене

Квадратура круга земного - 13

Как стать святым — 2 (начало)

В 1018 году произошла романтическая история — Олав II Толстый восхоща жениться на Ингегерд, дщери конунга свеев Олава Шётконунга. Этот брак завершил бы войну между норвегами и свеями из-за ярла Свена Хаконсона и его сторонников (см. предыдущую серию) и был выгоден правителю Швеции. Но в итоге непонятно-мутных интриг принцесса была выдана за более богатого жениха — Ярицлейва Вальдемарсона, хакана русов (нам более известного как князь Ярослав Владимирович Мудрый), хрестившись и обернувшись Ириною, так что Толстому пришлось удовольствоваться ее младшей единокровной сестрой Астрид. Однако ж, если верить «Саге об Эймунде» (о сыне конунга Хейдамёрка Хринга — см. предыдущую серию), Олав и Ингегерд «затаили друг к другу чувства», и когда Толстый жил в изгнании в Новгороде (см. следующие серии), промеж них была тайная связь. Короче, норвеги настаивают, что Ярослав был Мудрый, но Рогатый...

Олав II Толстый
Олав II Толстый

Ну, вы все уже поняли, что даже самых любимых конунгов норвеги любили только до тех пор, пока имелись альтернативные нелюбимые конунги. А когда правители оставались в гордом одиночестве, бонды, лендрманны, ярлы, сюслуманны и арменнинги начинали «бродить умом» и склоняться к поддержке любого претендента, который заявится, дабы свергнуть конунга. Так в итоге случилось и с Олавом II Толстым. Началось издалека — с того, что некий лендрманн Эрлинг Скьяльгсон, державший земли в Согне, забрал такую силу, что Толстый поставил на пост лендрманна в соседнюю область своего сторонника Аслака Фитьяскалли (о, это обворожительные скандинавские имена!..). Однако конкурентную борьбу за влияние на бондов Аслак проиграл и прибежал к конунгу жаловаться на соперника. Олав вызвал Эрлинга для личной встречи, но у него оказалось так много хлопотавших за него друзей, что пришлось отпустить Скьяльгсона с миром.

У Эрлинга была сестра Сигрид, а ее сыном (и племянником Скьяльгсона) был Асбьёрн Сигурдсон. Закатывая щедрые пиры, дабы снискать уважение и благосклонность бондов, он разорился и повез продавать зерно на север, но арменнинг (управляющий поместьем конунга) Торир Тюлень запретил ему это, ссылаясь на волю Толстого не торговать зерном с северными землями. Тогда Асбьёрн приехал к дяде Эрлингу и продал зерно ему — однако ж Тюлень про это прознал и напал на его корабль на обратном пути, ограбив дочиста. Разозленный Сигурдсон не нашел ничего лучше, как на Пасху прокрасться в поместье Эгвальдснес, когда там гостил Олав II, и убил Торира на глазах конунга. Несмотря на просьбу Скьяльга, сына Эрлинга, удовольствоваться по закону выплатой виры-штрафа, Толстый сказал, что казнит убийцу за нарушение пасхального мира, и заковал в кандалы, отложив экзекуцию до окончания празднеств. Сие была ошибка, ибо Скьяльг приехал к отцу и всё рассказал, и вместе они разослали ратную стрелу (гонец вез эту стрелу по дворам, призывая выступить в поход) по всем своим бондам.

Олав II Толстый в 3D
Олав II Толстый в 3D

«Скоро собралось большое войско, и они взошли на корабли. Когда людей посчитали, оказалось, что их было около пятнадцати сотен. Они пустились в плавание и в воскресенье приплыли в Эгвальдснес на Кёрмте. Их войско подошло к усадьбе как раз, когда кончалось чтение евангелия. Они сразу же направились к церкви и сняли кандалы с Асбьёрна». Далее случилось нечто фееричное. В ходе длинного «разговора по душам» Эрлинга с Олавом они пришли к консенсусу — бонды не нападают на конунга, Скьяльгсон «подчиняется» ему, взамен чего Асбьёрн остается в живых. Когда же Эрлинг с бондами уехал, Толстый сделал «ход лошадью» и заявил, что раз Сигурдсон убил Тюленя, то обязан занять его место арменнинга. Асбьёрн (получивший почетный ник Тюленебойца) попросился сперва съездить домой, где другой его дядя, брат отца Торир Собака, убедил того, что быть «рабом конунга» великий позор…

Асбьёрн остался дома, где повздорил с правителем половины Халогаланда Асмундом Гранкельсоном и был им убит. Его мать Сигрид заявила Ториру Собаке: «Вот мой сын Асбьёрн и послушал твоего доброго совета, Торир. Он не успел отблагодарить за то, за что стоило. И хотя я не смогу сделать этого так, как он сделал бы это сам, я всё же хочу сделать, что могу. Вот подарок, который я хочу тебе дать, и я надеюсь, что он тебе пригодится, — вот копье, которое пронзило моего сына Асбьёрна. На нем еще видна кровь. Так ты лучше запомнишь, что оно было в ране, которую ты видел на теле твоего племянника Асбьёрна. Ты поступил бы доблестно, если бы так метнул это копье, что оно вонзилось бы в грудь Олава Толстого, и я назову тебя самым ничтожным из людей, если ты не отомстишь за Асбьёрна».

Монета конунга Анунда Якоба
Монета конунга Анунда Якоба

Тем временем Толстый повздорил с посланцами конунга Англии и Дании Кнуда I Могучего — тот требовал вассальной присяги, настаивая, что со времен Горма Старого «все правители норвегов так делали». Олав послал посланцев в Йухфьорд и стал собирать войско, опасаясь, что следующим приплывет уже Кнуд с ратью. А сыновья Эрлинга Скьяльг и Аслак приплыли в Англию и были хорошо приняты, получив там поместья. Торир же Собака во время похода в Страну Бьярмов убил Карли Халогаландца, человека конунга, участвовавшего в убийстве Асбьёрна, из-за того, что тот требовал половину добычи отдать Олаву. Другой дружинник Толстого, Гуннстейн, едва смог спастись, после чего прибег к Олаву и нажаловался на Собаку. Толстый же, опасаясь вторжения данов и англов, заключил союз с конунгом свеев Анундом Якобом, сыном Шётконунга, уговорившись отбиваться вместе. Кнуд I пытался расстроить этот альянс, посылая людей с дарами к владыке свеев, но тот ясного ответа не дал и продолжал дружить с повелителем норвегов...

(Продолжение следОВАет)