В предыдущей статье я попытался максимально полно (насколько позволяют рамки блога Дзен) описать ситуацию (и вопросы политической морали) того времени, поэтому сразу и без предисловий перехожу к сути. Просто не забывайте об этом и рассматривая тот или иной вариант не скатывайтесь в "эффект послезнания"...
Итак, какие же варианты помимо заключенного пакта с Германией тогда объективно открывались для советского руководства ?
Вариант 1: Великобритания, Франция и СССР договариваются и в августе 1939 года подписывают антигерманское военно-политическое соглашение, блокирующее агрессию Германии в Польше.
Самый идеальный вариант, на который в наши дни буквально молятся люди, как бы это сказать, ультра-либеральной политической окраски. Именно вину за незаключение такого договора они постоянно вменяют Сталину, договариваясь до того, что называют его виновником Второй мировой войны чуть-ли не наравне с Гитлером.
Действительно, если бы тогда знать, как все сложится осенью 1939 года (и 1941 г.)— заключение такого договора было бы самым лучшим вариантом. Но проблема то в том, что никто из западных стран не хотел летом 1939 г. серьезного договора с СССР. Они самим фактом переговоров со Сталиным просто пугали Гитлера, надеясь, что он испугается и согласится на переговоры с Польшей. В предыдущей статье я подробно расписал факты малодушного поведения западных стран летом 1939 г. (одно "соглашение Арита-Крейги" чего стоит), после которых трудно было убедить Сталина в их твердости и способности противостоять агрессорам будущей Оси на деле. А брать на себя всю тяжесть столкновения с Германией в той ситуации и на тех условиях не стал бы ни один ответственный и уважающий себя политик.
В общем, недоверие между западными странами и СССР было настолько велико, что такое соглашение было невозможным.
Кроме того, не стоит забывать, что этот вариант развития событий мог нарушить ход истории таким, каким мы его знаем. Но агрессоры то никуда бы от этого не делись, и я убежден, что они бы начали искать какие-то другие лазейки и варианты, чтобы разжечь таки конфликт. Но, это уже совсем из области альтернативной истории.
Вариант 2: СССР не подписывает договор с Германией, оставаясь нейтральным, но Гитлер все равно нападает на Польшу. Англия и Франция объявляют ему войну и начинают настоящие боевые действия в полную силу.
Отличный вариант. Еще более лучший с точки зрения нашей страны. И от того еще более маловероятный. Мы то с вами уже знаем, что даже начав войну с Гитлером 3 сентября 1939 г., англо-французы как телята просидели на границе Германии несколько месяцев подряд ничего не делая, пока Гитлер сам с ними не расправился (практически не имея преимуществ ни в вооружении, ни в численности армии).
Для всех сторон он тогда был из области фантастики (и для Гитлера в том числе). Поэтому даже останавливаться на нем не буду...
Вариант 3: СССР не подписывает договор с Германией и продолжает тягомотные, давно зашедшие в тупик переговоры с Великобританией и Францией. Тем временем западные державы приходят к согласию с Германией и заключают за спиной СССР новый вариант "Мюнхена", заставив Польшу отдать Данциг и "коридор".
Этот вариант развития событий был одним из самых пугающих для верхушки СССР. Можно даже сказать, что риск развития событий по этому сценарию сыграл не последнюю роль в том, что Сталин в итоге окончательно склонился в сторону пакта с Германией. И этим пактом он намеревался превентивно исключить такое развитие событий.
Мы с вами сегодня знаем, что Англия прилагала титанические усилия к тому, чтобы Германия и Польша сели за стол переговоров. Даже уже после заключения пакта Молотова-Риббентропа английские парламентарии, заверив Польшу в том, что их гарантии остаются в силе, отправили Гитлеру письмо, где заверили его, что переговоры могут принести Германии гораздо больше войны. В предыдущей статье я ссылался на историческую работу крупного польского ученого Дембского "Между Москвой и Берлином", так вот он там аргументированно показывает, что поляки уже готовы были во многом уступить Германии, речь шла о нюансах. Даже посол СССР в Англии Майский за пару дней до 1 сентября (уже после заключения пакта) писал, что в воздухе пахнет новым Мюнхеном.
Проблема только в том, что Гитлер очень сильно хотел войны с Польшей, и притворившись, что соглашается на переговоры с поляками, он за день до нападения на Польшу сделал все, чтобы польская делегация (которая якобы должна была приехать в Берлин 31 августа 1939 г.) не смогла сделать этого.
Какие риски могли быть для СССР в этом случае? Очень серьезные. Во-первых, Гитлеру снова уступили бы часть территорий. Во-вторых, Польша, обозленная на западные страны, скорее всего окончательно бы склонилась в сторону Гитлера. А вассализация Польши, как вы наверняка знаете, была главной целью Германии. Одно из немецких требований осени 1938 г., с которых, собственно и начался этот кризис, приведший к войне (помимо Данцига и "коридора") было присоединение Польши к антикоминтеровскому пакту. Взамен ей обещали будущие завоеванные земли Украины и Литвы. В общем, после этого наверняка началась бы германо-польская игра против Прибалтики и СССР. Если бы даже Польша не склонилась к Германии, Гитлер начал бы игру по ее окончательному поглощении и мир снова оказался бы в ситуации лета 1939 г. Только теперь западным державам не нужно бы было никому ничего гарантировать.
СССР при всем этом оставался бы лицом к лицу с потенциально опасным антисоветским германо-польским союзом (который и был основной целью идеальной концепции Гитлера с самого 1933 г.) и без подушки безопасности (Прибалтики, Западных Украины и Белоруссии). И все это при неясной двуличной позиции Запада, с агрессивной Японией на другом конце страны (не забывайте, что летом 1939 г. фактически шла война с Японией на Халхин-Голе и пакт нанес непоправимый удар по японо-германским отношениям, посеял между ними семена недоверия, и это с ясностью проявится летом 1941 г., когда Япония не решится поддержать Германию и напасть на СССР).
Перспективы так себе. Особенно для супермнительного Сталина..
Вариант 4: СССР не подписывает договор с Германией, но Гитлер все равно нападает на Польшу. Западные страны ограничиваются нотами протеста, но делом в войну не вмешиваются. Польша разгромлена, и либо полностью оккупирована, либо разделена на части, как ранее Чехословакия.
Вариант не менее страшный для Сталина. Фактически, это своеобразный подвариант приведенного выше.
В случае развития ситуации по этому сценарию СССР оказывался с Германией лицом к лицу, без Прибалтики и западных Украины и Белоруссии, и с все тем же нейтральным Западом за спиной, который оставался как бы "третьим радующимся", потирая ручки в предвкушении столкновения "двух диктатур". Напомню, что еще весной 1939 года в плане подготовки Германии к войне с Польшей, Гитлер прямо назвал прибалтийские страны "лимитрофами", которые во время германо-польского конфликта могут быть оккупированы "под шумок" по немецким военным нуждам. О мнении СССР по этому поводу он даже не заикнулся.
На этом моменте стоит подробно остановиться. Дело в том, что у нас до сих пор в околоисторической литературе встречается мнение о невероятном могуществе СССР, которому летом 1939 г. стоило только цыкнуть и Гитлер сразу залез бы в нору. Это смешно, ведь достаточно заглянуть в немецкие документы того времени, чтобы отчетливо понять степень наплевательского отношения Гитлера на позицию СССР в вопросе войны с Польшей. Только в результате западных маневров летом 1939 г. он решил "выбить советскую шпагу" из англо-французских рук и заодно успокоить своих генералов, пойдя на пакт со Сталиным. И поэтому пакт был составлен в максимально расплывчатых формулировках — его цель (для Гитлера) была только в том, чтобы обескуражить Запад и не дать ему вписаться за Польшу, то есть, локализовать конфликт с Польшей. И только когда не получилось и Запад объявил таки войну, началось детальное советско-германское обсуждение нюансов Пакта в "новых политических реалиях".
Впрочем, тут ничего удивительного нет: летом 1939 года армия СССР была чуть-ли не в два раза меньше даже "слабой" (как сегодня считается некоторыми) армии Германии образца того года. И, конечно, в силу известных причин, гораздо менее развитой.
Поэтому оставать лицом к лицу с Германией, оккупировавшей Польшу и Прибалтику, без внятной позиции Запада — это, воля ваша, совсем не алес гут. Тем более, что цель Германии — "жизненное пространство на востоке" — с самого первого дня прихода к власти Гитлера не менялась и постоянно упоминалась даже в публичных интервью германских политических деятелей! (так, Геринг еще в 1936 году сказал в интервью французской газете, что (цитата) "нам нужны земли СССР").
Вариант 5: СССР не подписывает договор с Германией, Гитлер нападает на Польшу и разбивает ее, западные страны ограничиваются демаршем, СССР "под шумок" вводит войска на Западную Украину и Белоруссию (дабы не дать Германии возможность в будущем создать там "марионеточные правительства" и сыграть на этом уже против СССР).
Вариант крайне маловероятный хотя бы потому, что Сталин невероятно боялся Германии и всего, что было связано с войной (тем более, на зная реакции Запада на это, а вдруг Запад и Германия на этой почве сойдутся в союзе против советского государства). Достаточно сказать, что только после согласия Гитлера по пакту 1939 г. у него появился хоть какой-то оперативный простор и свобода действий против сопредельных территорий, но только в рамках прописанного в пакте (то есть, того, что разрешил ему на время Гитлер). Он бы не пошел на такое, но я этот вариант вписал специально, чтобы лишний раз поднять тему, о которой сегодня многие вообще не знают. Я имею ввиду украинский вопрос...
Дело в том, что в 1930-х гг. в германской среде было распространено мнение, что СССР владеет Украиной незаконно и ее стоит, что называется "отжать". Причем об этом говорили повсеместно. Например, Гитлер, уговаривая Польшу отдать Данциг и присоединиться к антикоминтерновскому пакту, обещал ей в будущем отдать часть завоеванной у СССР Украины. В огромном количестве донесений советских послов того времени постоянно так или иначе упоминается Украина. Я писал в предыдущей статье, что сразу после Мюнхена английские дипломаты говорили советским, что Гитлер в следующий раз разыграет украинскую карту и наедет на СССР с претензиями. Незадолго до нападения на СССР в 1941 г. Сталину докладывали, будто в Европе ходят слухи, что Германия обратится к советской стороне с претензиями сдать ей в аренду Украину и Баку. Впрочем, стоит напомнить письмо временного поверенного СССР в Германии Астахова, которое он написал Молотову 8 августа 1939 года. Именно с него начинался пакт. Так, перечисляя, что немцы обещают СССР за соглашение с ними, а не с Западом, Астахов пишет Молотову:
"...Но, по существу, немцев интересуют, конечно, не эти вопросы. Судя по намекам, которые я слышу, и веяниям, которые до меня доходят, они не прочь были бы, проверив на этих вопросах нашу дискретность и готовность договариваться, вовлечь нас в разговоры более далеко идущего порядка... Немцы желают создать у нас впечатление, что готовы были бы объявить свою незаинтересованность (по крайней мере, политическую) к судьбе прибалтов (кроме Литвы), Бессарабии, русской Польши (с изменениями в пользу немцев) и отмежеваться от аспирации на Украину..."
Представляете, как все далеко зашло, если уже летом 1939 года немцы, в обмен на пакт, великодушно обещали "отмежеваться от аспирации на Украину". Это вон та "слабенькая Германия"...
К чему я это вообще? Да к тому, чтобы читатель понял интерес Сталина к западным Украине и Белоруссии. Сейчас это модно преподносить как "завоевание", но для Сталина это был вопрос другого порядка. Он до паранойи боялся, что Гитлер, используя "польскую часть Украины" создаст что-то вроде независимой республики (как Словакия) и начнет наезжать уже на СССР. Этот страх документально подтвержден и очень сильно влиял на поступки Сталина летом 1939 г. И немцы, как вы видите по письму Астахова Молотову, тоже это прекрасно чувствовали. И оценивая поведение и мотивы Сталина, об этом важно помнить, .
Заметьте, нет ни одного варианта, чтобы при нейтральном статусе СССР Гитлер отказался от нападения на Польшу. Почему? Дык, выше я уже объяснил: Германия абсолютно не боялась СССР (в том числе и в силу более чем двухкратного немецкого перевеса в численности вооруженных сил в 1939 г.).
Теперь снова о "послезнании"...
Конечно, нам с высоты сегодняшнего дня крайне сложно не замечать того, что пакт в итоге сильно раскачал Германию, которая обрушилась в июне 1941 года на СССР уже всей мощью оккупированной Европы. И поэтому его трудно воспринимать с позиций каких-то там выгод. Но историю нельзя изучать задом-наперед, а поэтому желательно понимать, чем руководствуются политики при принятиях того или иного решения.
А предрешенных событий не бывает. Ситуация лета 1941 г. — это тот суп, который своими действиями сварили три центра тогдашнего мира: господствовавшие "версальские" колониальные державы, стремившиеся любыми путями удержать свое лидирующее положение, новоявленный Третий рейх — брутальное, расистское, милитаристское и ганстерское государство, сходу начавшее свой путь с политического рэкета, наездов и развязывания войн — и революционное государство "нового типа", разрывавшееся между обещаниями устроить рай на этой прогнившей земле (и никак не меньше) и модернизацией отсталой страны.
Цена тарелки этого супа известна...
#пакт молотова-риббентропа
#вторая мировая война