История вопроса в двух словах
Самокатам на улицах крупных городов мира, как говорится, сто лет в обед. Первые образцы появились даже раньше, в XIX веке. Стимпанк был тот еще… Громоздкие стальные конструкции с неповоротливыми колесами и огромными свинцовыми батареями. Фотографии можно найти в Сети в несколько кликов.
Далее в самокаты на долгие десятилетия вперед, как и в остальной транспорт, вселились двигатели внутреннего сгорания – установлялась эпоха классических автомобилей мотоциклов и мопедов.
Реанимировать интерес к самокатам на электрической тяге смогли сложившиеся воедино несколько обстоятельств:
- Совершенствование технологии изготовления аккумуляторов;
- Промышленный потенциал Китая, сделавший электросамокаты и их аккумуляторы доступными по цене и весу;
- Мода на экологичность электричества;
- Ну и шеринг-экономика, подразумевающая прокат вместо приобретения.
Благодаря сумме описанных выше обстоятельств электросамокаты, как личные, так и прокатные, заполонили города США, Европы, а дальше и весь мир.
Конкретно у нас в стране и в Татарстане в частности стандартные проблемы от самокатчиков дополнены низкой культурой использования техники и отсутствием правовых оснований для ее использования.
Определение электросамокатов, как и прочих СИМов (средств индивидуальной мобильности: моноколес, гироскутеров, сегвеев и т. п.), отсутствует в ПДД. Для них не прописаны правила, не предусмотрена особая ответственность в случае ДТП, не определены зоны использования.
Это означает, что электросамокат фактически невидимка для закона! Он не является транспортным средством, как, к примеру, роликовые коньки, и злоупотребления в его использовании на любых скоростях и в любых режимах не могут являться поводом для преследования со стороны закона.
Где-то как-то отдельные сотрудники ГИБДД пытаются что-то предпринимать на свой страх и риск, но в целом для правоохранительной системы страны электросамокаты закрытая вещь в себе.
Между тем теплое лето 2021 года и мода, распространившаяся на всю страну, вызвали рост ДТП с участием электросамокатов и количество погибших в них. Только по официальной статистике, за семь месяцев 2021 года в России произошло около 270 таких аварий, зафиксировано 8 смертей. Это плюс 66 % к статистике 2020 года.
А что же сами люди думают про электросамокаты на улицах городов?
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЭЛЕКТРОСАМОКАТАМ В ТАТАРСТАНЕ:
- Затруднения и неудобства в связи с присутствием на улицах городов электросамокатов испытывают 41,5% горожан Татарстана.
- Передвижение посторонних лиц на электросамокатах угрожало безопасности каждого третьего городского татарстанца.
- Каждый четвертый татарстанец считает, что до массового появления электросамокатов в городах жизнь была лучше.
- Большинство опрошенных горожан Татарстана называют электросамокат средством развлечения и отдыха, а не транспортом.
- В среднем представительницы женского пола значительно реже позитивно отзываются о электросамокатах, нежели мужчины, и значительно чаще мужчин испытывают неудобство от присутствия в городах подобной техники.
Читайте подробности исследования на нашем сайте.