Найти в Дзене
Level One

Зачем нам этот кусок… глины в центре Москвы?

Оглавление

Рассказываем, куда докатилось современное искусство и что вообще происходит. Отзывы на скульптуру «Большая глина №4» поступают очень противоречивые. «Уберите этот кусок д...ма», «Зачем это привезли? Я лучше в Третьяковке погуляю», «Шикарно, скульптура огонь», «Не, ну а чего? Просто такое настроение было у автора», «Чисто ассоциативно — просто куча», «Вживую напоминает человеческую фигуру». Эксперты-искусствоведы Level One решили помочь нам продвинуться в понимании культуры и разных явлений.

Зачем «это» привезли в центр Москвы и надолго ли?

Скульптура Урса Фишера «Большая глина №4» появилась в середине августа в Москве на Болотной площади, напротив отреставрированного недавно Дома культуры «ГЭС-2». Как ожидается, это выставочное пространство должно стать меккой современной культуры. Так что место под 12-метровую Глину было выбрано не случайно. Скульптура по плану останется в Москве на девять месяцев, если разразившейся из-за нее скандал не изменит намерения кураторов. Глина уже гостила полгода в Нью-Йорке и четыре месяца во Флоренции. Ее ждут в других мировых столицах.

Что о ней говорят?

Москвичи по большей части увидели в скульптуре образ экскрементов и пришли в ярость. На эту тему даже появились мемы.

Директор музея «Гараж» Антон Белов рад, что арт-объект разжег в обществе дискуссию о современном искусстве. А дизайнер Артемий Лебедев увидел в ней глубокое философское высказывание скульптора. Директор Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Михаил Миндлин назвал публику ограниченной и малообразованной, и якобы из-за этого они ничего не поняли. Обыватели обиделись и вообще отказались продолжать диалог. Другие скульпторы попытались разубедить народ: мол, на фекалиях не могут быть отпечатки пальцев, которые явно видны на скульптуре. Да и вообще, глина — это библейский материал. Похоже, что представители сферы искусства не знают, как убедить обывателей, в том, что гастроли подобных скульптур в Москве — это здоровое явление.

Если вы тоже не знаете, как донести свои убеждения до окружающих и выйти из спора победителем, то загляните к нам на сайт. 16 сентября запускаем курс по аргументации Как убеждать людей и побеждать в спорах.

Что означает эта скульптура?

По замыслу это увеличенная в 50 раз алюминиевая копия комка глины, которую автор разминает в руке, прежде чем что-то слепить. В описании скульптуры говорится, что она «посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека».

Мы с нашими экспертами обсудили, какой смысл заложен в этой скульптуре и как на нее смотреть. Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева Олег Грознов характеризует ее как огромный инопланетный корабль, который каким-то чудом занесло на московскую площадь.

Она монументальна и нарочито неряшлива. Она претенциозна и достаточно тривиальна, что не лишает ее силы. Она с трудом и неуклюже передвигает свою огромную тушу, задевая и опрокидывая окружающие предметы, заставляя одних любоваться своим причудливым видом, а других недоумевать и хлопать дверью… Эта махина впечатляет размахом и дерзостью. Кому-то она кажется многометровым куском дерьма. Однако если присмотреться внимательнее – проступает вполне определенное сходство с «Мыслителем» Родена, а также работой Генри Мура «Мать и дитя». Подобной игрой в ассоциации Урс Фишер дает понять каждому из нас: вы то, что вы видите…

Вся коллизия в том, что мы привыкли воспринимать искусство очень консервативно: через форму, рисунок, композицию. Мы хотим, чтобы искусство было понятным. Но современное искусство не дает однозначных ответов, нам не обязательно его понимать. Оно провоцирует людей размышлять, объясняет искусствовед, преподаватель истории и истории искусств Ольга Алешина.

Искусство прежде всего – это желание удержать в памяти какой-то важный момент жизни. Перед нами  метафорический жест – рука художника сжимает комок глины, из которого затем воплотится его замысел. Это – символ желания художника запомнить момент начала творения. Через минуту пальцы художника начнут лепить и это ощущение «начала» исчезнет как облако.

В зависимости от нашего собственного контекста и специфики мышления, мы можем увидеть разные символы и ассоциации.

  • Акт сотворения мира. Гигантская рука  сжимает кусок глины перед тем, как из него родится все сущее.
  • Символ равных возможностей. У всех у нас одинаковый «кусок глины», а вот что из него сделает каждый из нас – зависит от нас самих.
  • Символ незавершенности и трансформации. Пока глина не застыла, мы можем лепить из нее снова и снова, начать все с начала.

Как получать от современного концептуального искусства удовольствие, расшифровывать его неочевидные послания? Об этом у нас есть отдельный вебинар Как понимать современное искусство.

Поделитесь в комментариях, как вы поняли язык скульптуры Урса Фишера? Вы бы оставили «Большую глину №4» в центре столицы России или выслали туда, откуда она родом? 👇

#искусство #скульптура #современное искусство #культура #москва #архитектура