Найти тему
Правый курс

Россия перехватывает транзитные потоки и зарабатывает на этом миллиарды долларов

Оглавление

Практически все свою более чем тысячелетнюю историю Россия была ориентированной на экспорт страной или другими словами, продавала на внешний рынок больше, чем покупала на нем. Однако, при этом документированный учет стоимости экспортируемых товаров на российской и иностранных таможнях заметно отличается, что вряд ли можно объяснить лишь несовершенством учета, хотя он конечно же имел место. Основная причина таких расхождений заключается в другом — стоимости перевозки или фрахта. И поэтому вполне понятно, что если груз в точке отправления (в XIX - начале XX века ею в России чаще всего были Санкт-Петербург и Одесса) стоил одну цену, то в местах прибытия — Амстердаме, Лондоне и т.п. она увеличивалась на 10-25% в зависимости от разных факторов. Причем, вклад транспортных расходов в российскую внешнюю торговлю был достаточно значительным, поскольку в другие страны шли в основном недорогие товары — сырье и полуфабрикаты первичного передела.

Одесский морской торговый порт в начале 20 века
Одесский морской торговый порт в начале 20 века

Историческая битва за транзитные доходы

И к сожалению, основную часть транспортной наценки длительное время получала не Россия, а иностранные перевозчики. Российский торговый флот был совершенно недостаточным для перевозок экспортных товаров — к примеру, в начале XX столетия он справлялся лишь с 10% торгового оборота, остальное же перевозили суда других стран, большей частью Великобритании. Она умело воспользовалась своим конкурентным преимуществом, возникшим и постепенно развивавшимся после принятия в 1651 году Навигационного Акта. По нему ввоз в Британию импортируемых ею товаров мог осуществляться лишь на британских судах, так же как и любых транзитных грузов. В результате к двадцатому столетию на долю этой страны приходилось до 20% от всей мировой торговли, что приносило реально огромные доходы. По факту, они стали одним из источников промышленной революции и модернизации, которые вывели Британскую империю в мировые лидеры XIX —первой половины XX веков.

Советский торговый флот был одним из крупнейших в мире
Советский торговый флот был одним из крупнейших в мире

Эту не слишком приятную для России ситуацию удалось значительно улучшить во времена СССР. На пике его развития в 1970-е годы на долю советского торгового флота приходилось от 65 до 70 процентов всего внешнеторгового оборота, а сам флот по своему тоннажу занимал пятое место в мире (при том, что два первых места приходились на страны «удобного флага» - Панаму и Либерию). Да, судостроение не могло в полной мере обеспечить всеми необходимыми типами судов, немало заказов размещалось в странах СЭВ, Финляндии, Италии и других странах. Однако, ежегодно торговый флот Союза все же приносил государству до 2.5 млрд долларов валютных поступлений.

А что сегодня?

Сегодня же ситуация в данной сфере достаточно противоречивая - если рассматривать только торговый флот, ее можно назвать весьма плачевной. Ведь суда под российским флагом перевозят всего около 2% от всей внешней торговли страны, что нельзя назвать приемлемым показателем. Однако, России к счастью удалось частично компенсировать эту ситуацию за счет развития трубопроводной сети, по которой транспортируются нефть и газ. Причем, транзитные доходы постепенно тоже переходят к ней, по мере строительства новых газопроводов и нефтепроводов. Ведь в 1990-е и 2000-е годы практически все поставки шли по построенным во времена СССР трубопроводам, проходящим сегодня по территориям ставших независимыми Украины и Белоруссии. Которые и получали многомиллиардные транзитные доходы.

За два десятилетия Россия перехватила трубопроводные транзитные потоки
За два десятилетия Россия перехватила трубопроводные транзитные потоки

Теперь же, после строительства «Северного потока», «Ямал-Европа», «Турецкого потока» и наконец, «Северного потока-2» Россия смогла значительно сократить транзитные расходы. И что особенно важно — теперь транзитные маршруты перешли под ее контроль, что позволяет обеспечить их безопасность. Другими словами, была создана необходимая инфраструктура для возвращения доходов от транзита, временно потерянных после развала СССР.

Судостроительный комплекс "Звезда"
Судостроительный комплекс "Звезда"

Ну а следующим логическим шагом в этом направлении должно стать ускоренное развитие судостроения и развитие морской внешнеторговой инфраструктуры. Действия в этом направлении уже предпринимаются (строительство судостроительного комплекса «Звезда», портов Усть-Луга, Сабетта и др) и можно рассчитывать, что вскоре они также принесут свои результаты.