"Учить. Лечить. Мочить."
Эта фраза из книги Максима Батырева в менеджерском братстве неплохо прижилась. Однако, на мой взгляд, этот подход формален по своей сути и не учитывает индивидуальных особенностей как самого руководителя и его подчиненных, так и специфики деятельности, отрасли, конкретной компании.
Да, я за "индивидуальный подход". Как на низшем, так и на высшем уровне.
Собственно, с "татуировками" Батырева происходит то же самое, что и с Ильяховым, о чем я писала ранее на Фейсбуке
"Татуировка" - только вершина айсберга, а под ней - харизма самого Батырева, его опыт, его знания и умения из "теневой области", т.е. те, о которых даже не задумываешься - а они есть. А у других нет. И это неочевидно даже самому Батыреву.
Татуировка "Учить. Лечить. Мочить." - об ошибках. И в ней, как ни странно, зашит тот самый мотив, которых сквозит у многих - увы - руководителей. Это мотив "ты должен быть безупречным". У сотрудников нет права на ошибку, ну, ладно, 2-3 ошибки можно, но это лимит! Причем в батыревской заповеди даже этот лимит установлен. А что делать, если сотрудник ошибся в 4 раз? Мочить - отвечает заповедь.
Хм... А если во всех остальных отношениях сотрудник как раз безупречен? Ну, типа, хороший дизайнер, но пишет с ошибками. Типа, отличный технарь, но невежливо разговаривает с клиентами. Это такие "области тьмы", которые не исправить приказом "не ошибаться, сволочь!" Пнуть хорошего сотрудника? А где гарантия, что ты найдешь безупречного технаря или дизайнера? Нет такой.
Есть еще один побочный эффект от такого принципа - сотрудники начинают скрывать ошибки. Не получается скрыть - пытаются откреститься или обвинить другого. Ущерб от подобной модели весьма чувствителен, плюс она имеет свойство разрастаться и превращаться в "корпоративную культуру".
У меня подход совершенно другой. Ошибки - это нормально. Требовать безупречности от человека, когда даже машины и системы регулярно допускают ошибки и сбои, - это просто глупо.
Однако, одно НО все же есть.
Ошибки надо исправлять. Причем исправлять должен тот, кто допустил ошибку. Наказывать за ошибку нельзя. Потому что ошибки происходят, это данность. "Не ошибается тот, кто ничего не делает." Но сотрудник должен предоставить план, как он эту ошибку исправит. Любую ошибку можно исправить. Особенно, если ее не скрывали пару месяцев, а сообщили о ней, как только обнаружили.
Наказания применять можно и нужно, если:
- это была не ошибка, а умышленное вредительство, которое пытаются выдать за ошибку.
- сотрудник попытался скрыть ошибку.
- сотрудник начал обвинять других и открещиваться от ответственности.
- сотрудник признал ошибку, но не собирается ее исправлять. Это такая модель поведения "Да, я ошибся, но совсем не знаю, что делать, может, кто-то другой - например, вы - сделает все за меня?" Такое вообще поощрять нельзя, поскольку тут еще и другие сотрудники, ни в чем не виноватые, вовлекаются в конфликтную сферу, и это подрывает авторитет руководителя.
Тут надо не спутать с моделью "Я не знаю, что делать, помогите мне понять", которая часто встречается у малоопытных сотрудников. Однако, сотрудник готов исправить ошибку, если ему помогут советом, как это сделать. И это очень ценно - из таких новичков вырастают настоящие профессионалы.
Иными словами, подход выражается так: "Ошибайся, но исправляй ошибки". А наказывать надо не за ошибки, а за непорядочное поведение.
Этот подход имеет свои преимущества.
Во-первых, он универсален, он подходит любому сотруднику, независимо от должности, статуса, опыта и стажа. Хоть опечатка в документе, хоть срыв крупной сделки.
Во-вторых, сотрудники воспринимают его как справедливый. Руководитель демонстрирует, что он не воспринимает сотрудника, как бездушный инструмент, а думает о нем, как о человеке. И при этом верит в него и ценит.
В-третьих, по-прежнему обучение на ошибках является самым эффективным. Научившиеся исправлять ошибки работники более профессиональны и уверены в себе.
А бесконечно "моча" небезупречных сотрудников, многого не выиграешь, разве что постоянную текучку.
Не согласны со мной? Можете высказать свое мнение.