Уже 2 года в летние месяцы жители коттеджного комплекса живут как на пороховой бочке: с завидной регулярностью происходит проникновение в домики и нападения на маленьких детей. Почти во всех случаях автором-исполнителем нарушения порядка является сын Стаса Пьехи - Петя.
То он бродил по строящемуся домику соседей, то измазал краской дом других соседей, то побил девочку шлангом от бассейна, то гонялся за девочкой с кочергой от мангала. Из самых невинных – проникал в дом к спящим хозяевам. Свидетелями другой истории, когда «звёздный» мальчик проткнул бассейн соседей, стала вся страна.
На все просьбы соседей приструнить ребёнка Горчаковы отвечают: «Ребёнок звёздный, ему замечания делать бесполезно».
Предполагаю, что родители не только Пети, но и в других семьях, заблудились по пути между домашним насилием к вседозволенности.
- Отсутствие правил поведения. Любой малыш, выйдя в мир, ищет ориентиры. На первых порах для него – это реакция родителей на его поведение. Ему нужна чёткая, однозначная система координат «что такое хорошо, что такое плохо». К сожалению, единственный ребёнок на две семьи, особенно у разведённых родителей обязательно попадает в ситуацию, когда в одной семье действуют одни правила поведения, в другой – другие. «Настройки» сбиваются, малыш теряется и нарушает и те, и другие ограничения. Безотцовщина и чувство вины у родителей – добавляют ребёнку способов манипуляции взрослыми людьми.
- Воспитание без наказания невозможно. Без насилия – можно, без ограничений и цены за проступок – нет. За каждым противоправным поступком следует наказание. Например, вора или убийцу посадят в тюрьму. При этом любой преступник убеждён, что он невиновен, ведь у него свои границы дозволенного. Но для взрослых принудительное ограничение свобод мы считаем нормой. А для ребёнка? Откуда у него вдруг потом, когда он вырастет, появится понимание чужого личного пространства, границ, поведенческой нормы? Не появится! Он и дальше будет так себя вести, в любом возрасте! Кроме того, при отсутствии социальной гибкости, люди одну и ту же модель поведения, усвоенную в детстве, используют на протяжении всей жизни. Поэтому так важно с раннего детства объяснять человечку с кем что можно, а что недопустимо ни при каких условиях. Кроме того, сразу применять меры ограничения и воздействия, чтобы у ребёнка закреплялась связь: нарушение правил = наказание.
- Отсутствие навыка переживать фрустрацию. Реальная жизнь сильно отличается от сказочной. Каждый день каждый человек сталкивается с отказами, рухнувшими планами, отсутствием возможности получить желаемое. Один из важнейших навыков – смиряться перед неизбежными потерями. В норме это постигается постепенно: сначала от груди отлучают, потом в детский сад из дома уводят. То сладкого не дают, то время просмотра мультфильмов ограничивают. Человечек взрослеет и постигает, что есть границы возможного. Но безотказность со стороны взрослых лишает ребенка самой возможности этот навык освоить. Как реагирует человек на возможное препятствие? Он ощущает гнев, необходимый для того, чтобы освободить путь к желаемому. Вот и испытывает Петенька гнев по отношению к окружающему миру вне дома, который «имеет наглость» не выдавать ему всё на блюдечке с голубой каемочкой по первому требованию.
Предупреждаю ваши вопросы: я не работаю с детьми. Уверена, что нет трудных детей, есть трудные взрослые. Взрослым людям можно и нужно научиться
- Осознавать, устанавливать правила для себя и детей, соблюдать их.
- Уметь переживать фрустрацию и привить эту способность ребёнку.
- Уметь осознавать и выражать негативные чувства социально-приемлемым способом и научить этому ребенка.