Как оказалось, существует два типа ковров ручной работы: ворсовые и безворсовые. Изготовление второго типа более простое: на ткацкий станок натягиваются нити основы, а уточная нить продевается между нитями основы в определенном порядке. Так формируется красочное полотно.
Ворсовые же ковры изготавливаются с затратой большего времени и труда мастеров ковроткачества. Орнамент образуется благодаря узелкам: нити утка разного цвета обвязываются вокруг нитей основы в порядке согласно эскизу, а затем концы нитей аккуратно срезаются специальными ножницами. Ниже на видео я сняла несколько минут процесса создания такого ковра.
Азербайджанский национальный музей ковра в Баку был основан Лятифом Керимовым в 1967 году. Тогда он назывался Азербайджанским государственным музеем ковра и народно-прикладного искусства.
*Лятиф Керимов - ковроткач, Народный художник Азербайджанской ССР, исследователь.
В коллекции музея собрано около 11 000 ковров (17-21 в.), а так же элементов одежды, украшений, вышивки, медночеканных изделий, современных работ из стекла, дерева, войлока.
Раньше в Азербайджане существовали локальные школы ковроткачества. В настоящее время по художественно-техническим особенностям выделяют семь ковровых школ: Бакинскую, Ширванскую, Кубинскую, Гянджинскую, Карабахскую, Газахскую, и Тебризскую.
Огромное количество ковров, по словам хранителей музея, сейчас "разбросано" по миру: от Америки до Азии. Довольно часто азербайджанские ковры 17,18,19 веков выставляют на аукционы. Именно тогда ценные ковры могут быть выкуплены и возвращены на Родину, в Азербайджан, чтобы впоследствии стать одним из экспонатов в Азербайджанском национальном музее Ковра.