Оборачиваемость – это понятие, которое позволяет определить скорость возврата вложенных в продукцию финансов вместе с прибылью. Этот термин можно назвать основной формулой успеха бизнеса. В этом материале рассмотрим, как рассчитывать оборачиваемость товара.
Грамотное проведение анализа и необходимые термины
Чтобы определить формулу оборачиваемости продукции, необходимо быть в курсе следующих понятий и терминов.
Товар – продукт, изготовленный для обмена. В качестве товара может выступать и пачка масла, и услуги юриста, и маникюр — иными словами, все, что можно приобрести за деньги. В данном случае речь пойдет о физической продукции, об услугах поговорим отдельно и в другом материале.
Товарно-материальные запасы — представляют собой активы организации, отличие от материально-производственных запасов состоит в том, что ТМЗ необходимы для реализации. Иными словами, они уже присутствуют на складе либо в магазине фирмы в физической форме.
Товарный запас – это иное определение, в которое входит также уже проданная, однако пока не отгруженная продукция. Либо, напротив, изделия, которые уже оплачены вами, но еще не доставлены поставщиком на ваш склад. В нашем случае речь пойдет исключительно о физическом запасе на складе.
Товарооборот — представляет собой сумму стоимостей всех реализованных изделий либо услуг на конкретный временной промежуток. Например, на какую сумму была реализована продукция за месяц либо год. Расчет товарооборота происходит в закупочных ценах либо в ценах себестоимости. В нашем случае будут использоваться цены закупки.
Средний товарный запас — вычисляется путем сложения остатков на начало периода и остатков на конец периода и деления суммы на два. Также существует сложный вариант данной формулы: следует поделить на два товарный запас по закупочной цене на начало расчетного периода и запас последнего месяца (конец периода), эти показатели нужно сложить и последовательно прибавить к ним суммы запасов каждого из месяцев. Итоговую сумму делим на число месяцев минус 1. Результаты вычислений по каждой из двух формул могут отличаться, это нормально, выбрать можно любой из вариантов.
Для чего требуется формула оборачиваемости продукции
Важно понять, что конкретно вы хотите проанализировать в процессе расчета оборачиваемости продукции по формуле. Если у нас есть некий продукт, реализуемый в разных точках неравномерно, имеет смысл сравнивать оборачиваемость по каждой из точек. При необходимости сократить ассортимент и вывести некоторые позиции из продажи следует сравнить оборачиваемость каждой из позиций. Логично будет произвести сравнение оборачиваемости по производителям либо одинаковых товаров разных марок.
Как вычислять оборачиваемость продукции?
Определить оборачиваемость можно по двум существующим формулам. Одна из них проще, с нее и начнем. В данном случае средний товарный запас по закупочной цене (Тсредний) нужно умножить на число дней расчетного периода (Д) и разделить на товарооборот (либо объем продаж ОбП). Эта формула продемонстрирует нам оборачиваемость продукции в сутках, а в результате мы узнаем, за сколько суток происходит товарооборот.
Тсредний ×Д/ОбП
Вторая формула применяется для вычисления количества оборота товара за конкретный временной промежуток. Товарооборот (объем продаж ОбП) нужно разделить на средний товарный запас по закупочной цене (Тсредний) за данный период.
ОбП/Тсредний
Советуем при расчете не учитывать дни, в которые осуществлялось обнуление товаров на складе. С аккуратностью необходимо вычислять и в тех случаях, когда организация получила крупный заказ. К таким заказам, к примеру, относятся тендеры на поставку мебели в районные детские сады. И в этой ситуации вышеназванную мебель нельзя учитывать в расчетах, ведь она была реализована как бы заранее: физически она осталась на складе, однако в реальности уже доподлинно известно, кто и в какой срок ее заберет.
Нередко на практике путают понятия оборачиваемости товара и коэффициента оборачиваемости. В первом случае речь идет о том, у какой продукции цикл "товар-деньги-товар" короче, чем у других. Однако нет смысла, как уже говорилось ранее, сравнивать оборачиваемость совершенно разных позиций, таких, как хлеб и мыло или элитный алкоголь и недорогой сахар. У этой продукции абсолютно разные задачи, потому что с реализации одной бутылки можно заработать даже больше, нежели от продажи сахара за несколько дней. Есть смысл, например, сравнения оборачиваемости различных производителей того же сахара или кефира. Кефир, ко всему прочему, является скоропортящимся продуктом и при остатке его необходимо будет подвергнуть утилизации.
Коэффициент оборачиваемости товара — это результат деления оборота продукции на средний запас за период (здесь, как и везде в складском учете, производим расчеты товарооборота в ценах закупки)
ОбП/Тсредний
Для чего необходим анализ оборачиваемости товаров?
Анализировать оборачиваемость продукции следует внутри одной товарной категории: кефир мы сравниваем с кефиром, а творог – с творогом различных производителей. В результате удается понять ряд важных моментов:
- какая требуется периодичность поступления товара в магазин;
- какой нужен размер партии закупки (большой, средний или малый).
Но нужно учитывать, что ни анализ оборачиваемости, ни соответствующий коэффициент не позволяют увидеть ситуацию в полной мере. Следует проводить исследование динамики каждого из этих показателей.
Приведем пример. Оборачиваемость в сутках для молока определенного бренда стала меньше в три раза за полгода. Из этого следует, что спрос на продукцию вырос и поставлять конкретно данный бренд нужно в большем количестве. Тогда как высокая оборачиваемость товарных позиций говорит о присутствии ряда проблем с рентабельностью. Их нужно изучать в каждой ситуации детально.
***
Оборачиваемость товара - своего рода тонкая настройка бизнеса, позволяющая понять, какой товар и в каком объеме отгружать. Она также напрямую влияет и на частоту поставок, ведь востребованный товар и покупается чаще. "Факторинг ПЛЮС" со своей стороны готов оперативно финансировать поставки по контрактам с условием отсрочки платежа и помочь расти вашему бизнесу.
Мы хорошо понимаем потребности малого и среднего бизнеса и будем и дальше предлагать вам полезные прикладные материалы, которые, надеемся, помогут вам вести и успешно развивать бизнес.
Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и пожелания - мы обязательно откликнемся.
С нами бизнес!