Найти тему

"Фея". Впечатления от просмотра фильма

2020 год
2020 год

***Могут быть спойлеры***

Ух, какое тяжёлое произведение. Причём во всех смыслах, планах и реализациях. Но чем-то мне зашло, несмотря на всю тяжесть. Может быть новыми ощущениями, или же каким-то прочувствованием всего показанного, или же самой тяжестью, которая наваливается на тебя во время просмотра. Не разберёшь. Правда, немного огорчает тот факт, что у режиссёра, пока она работала над фильмом, периодически смыслы своего же творения менялись. И это, видимо, сильно отразилось на повествовательные линии и смыслы, а может быть и нет, кто его знает. Но, так или иначе, здесь всего очень много и как раз от этого тяжело и становится.

И, после поверхностного обдумывания, я пришёл к мысли, что главной проблемой данного фильма является — отсутствие как таковой основной темы или главного посыла. То есть в произведение должно быть что-то, что отвечает на вопрос: о чём произведение? И обычно это односложный ответ. Но в данном случае, после просмотра, тебе, навряд ли придёт что-то однозначное. Это про любовь — нет; это про родственную душу — нет; это про социалочку — нет; это про игры — нет; это про детско-родительские отношения — нет; это про близких людей или семью — нет; это про мир реальный/мир виртуальный — нет; это про фашистские группировки — нет; это про активистские движения — нет; это про религию — нет; про эзотерику —нет; это про влияние других на твою жизнь — возможно, но нет, так как это больше к самому сюжету относится, а не к теме. Так про что же этот фильм? А вот кто его знает. Скорее всего, ко всему вышеперечисленному сразу и не сразу, а, может быть, даже к полному отсутствию всего названного.

А теперь к сложному. К сюжету. Конечно, можно было бы по-простому описать всё происходящее. По типу: некоторого жизнеописания человека и изменении его взглядов под воздействием ряда факторов (людей, событий, обстановки вокруг). Но данный вариант был бы совсем бессмысленным, так как все те "нет", о которых было сказано выше, присутствуют в данном фильме. И не просто присутствуют, а даже имеют свои сюжетные линии (не все "нет", некоторые существуют ради влияния на ГГ без какого-либо серьёзного вмешательства в повествование).

Линий повествований очень много, но, как по мне, они достаточно удачно открываются и закрываются. Главный рассказ всё-таки ведётся о ГГ и о его преобразовании. И тут хорошо сделано, так как мы изначально понимаем, что, если ГГ в начале — плохой, то в конце он должен измениться, после какого-то кризисного момента. И здесь два кризиса. Первый разрушает наши ожидания (ГГ — всё ещё эгоистичный и сделал только хуже, реально хуже — смерть и разрушенные судьбы прилагаются), второй — где ГГ искупает свои грехи.

Ещё одна линия повествования, приближенная к главной — это история "феи". Любовь-морковь (со стороны феи, причём это очень хорошо обыгрывается в одной из сцен, где фея сначала говорит подруге о влюблённости с ГГ, а следующий кадр — ГГ делают минет в туалете клуба), родственная душа (это основа данной линии и тут уже замешаны религия, эзотерика, реинкарнация — своеобразное сочетание). И данная история заканчивается благополучно, так как ГГ в конце приходит к феи со словами "пошли пожрём" (так можно описать их взаимоотношения в фильме).

Как побочную линию можно выделить историю самой компании, которая разрабатывает VR-игры. Она имеет своё начало, связанное с ГГ, религией (православием/церквями/иконами) и крайне логичное окончание, связанное с запретом игры на территории России из-за фашистской группировки, которая использовала символику из игры при убийствах и избиениях неверных. Также в этой истории можно отметить шикарное представление про агрессивный маркетинг.

В фильме присутствуют ещё две повествовательные линии, которые имеют приличное количество уделённого времени. Первая, связанная с ГГ и его компанией, разрабатывающей VR-игры. Это история про фашистскую группировку. Она имеет своё логичное окончание. ГГ искупает грехи и этих плохих людей ловят. Обилие жестокости к данной истории прилагается. Вторая, связанная с радикальными активистками. И, как по мне, она не имеет ни начала, ни конца, ни смысла. Но напрямую связана с фей и её знакомством с ГГ (также пересекается с историей про фашистскую группировку).

Есть и другие повествовательные линии. ГГ и дочь (самая благоприятная), реинкарнация (очень странная, там сюжетная параллель ГГ с Рублёвым, но в итоге всё заканчивается комично), что-то, наверное, ещё. В общем, тяжесть возникает в том числе и из-за подобного многообразия (да и фильм длинный — дав с половиной часа).

Длина фильма также отражается и на затянутости произведения. Куча бессмысленных моментов. В самом начале, когда нам показывают как целых 2 минуты идут гастарбайтеры и о чём-то говорят на басурманском, а потом их убивают (можно было эту сцену и сократить). Или же двухминутный монолог Хабенского на старославянском (это по линии эзотерики). Нам просто показывают его рожу и то, как он читает текст (прикол сцены я понял и на первых секундах, что ГГ начинает верить во всю эту муть с реинкарнацией, зачем было делать излишки). И вот таких моментов в фильме слишком много. И из-за этого также тяжесть от просмотра возникает.

Фильм также пропитан множеством современных социальных высказываний. Я вот только не понял про активисток. В чём там был смысл? В бессмысленности их действий? В их радикальной агрессивности? Или глупости? Для меня это осталось тайной, так как они ни к селу, ни к городу в этом произведении. Максимум для параллели с фашистской группировкой. Из таких высказываний мне больше всего зашло про запрет игры на территории нашей страны. Потому что это тупо со стороны властей и здесь это потрясающе показано. Так как власти запрещают игру, которая основывается на реальных событиях. Таким образом можно и историю запретить было. И всё из-за того, что какая-то группировка использовала символы из игры, но эти символы реальные (та же самая история со свастикой, которую ассоциируют только с Гитлером, хоть сам символ не означает ничего плохого).

Также здесь много религиозной символики и эзотерики. Очень много. Фильм прямо-таки переполнен этим с явным избытком. А сколько тут символизма (Христос/Рублёв/ГГ; символы распятия Христа; эзотерическая муть; не расписанная церковь и внутренне помещение компании и т. д.). В общем, хватит уже об этом фильме. Достаточно интересное произведения, хоть и немного странное. Со своими явными минусами — затянутости и тяжести повествования — но и со своими плюсами — современные высказывания, хорошо показанные отдельные истории. Ах, и да, ситуация в фильме про VR — это, конечно, полный провал, но можно списать на художественную условность.

Дневник человека. Четыре стены и мысли