Найти в Дзене
Мысли пером

Униформизация

- Такое ощущение, что нас к чему-то готовят, - озвучиваю я свою догадку бывшей коллеге, которая жалуется на учеников: не все, мол, в форме ходят.

- Да к чему? - не успокаивается она. - Просто дисциплина должна быть, тогда и учиться лучше станут...

- Нет-нет, - возражаю я, - дисциплина не во внешней форме, а во внутреннем содержании!

Она зло на меня смотрит, как будто я родительница того самого ученика, который пришел не в синем пиджаке. А я разливаюсь в объяснениях...

Я не застала эпоху, когда девочки ходили в коричневых шерстяных платьях и белых передничках. Тогда дисциплина была в умах и никто даже подумать не смел, что можно носить в школу платье другого цвета или фасона! Из одинаковых школьных форм дети вырастали в одинаковые рабочие спецовки или одинаковые деловые костюмы - потому что во всем, в том числе и в тканях, был дефицит...

И одинаковость не казалась никому неуютной или неудобной, потому что царили тоталитаризм, коллективизм, равенство и братство...

Потом девяностые привнесли переворот в сознание людей: оказывается, можно быть разными! И понеслось: жуткая мода, разброд и шатания в умах, индивидуализм, левые, правые, "свободу попугаю"...

Я подросток девяностых. Я ходила в школу в джинсах и растянутых свитерах. И это не мешало мне хорошо учиться. Моя дисциплина была в самоорганизации, в понимании своих интересов и стремлении познать зацепивший меня предмет. Если наша географичка ничего не сделала для того, чтобы привлечь мое внимание к видам почв или полезных ископаемых, то я и не знаю этого. Если при всей моей далекости от естественных наук, мои учителя биологии и химии оказались отличными педагогами, то я захотела разобраться в видах соцветий и законе постоянства вещества.

Мое отношение к учебе зависело исключительно от интереса к предмету, и мой внешний вид или наряды моих одноклассников никоим образом не влияли ни на поведение, ни на восприятие материала.

У меня был ученик, который всегда ходил в костюмах с иголочки - этакий Джеймс Бонд. Но он и учился отвратительно, и задирой был жутким, и девочек обижал, и неуважительно разговаривать со старшими не стеснялся. Его пиджак никаким образом не научил его хорошему поведению и соблюдению субординации...

Что мы имеем сейчас? Зачем-то десяток лет назад начали возрождать традиции школьной формы. У детей и внуков тех, кто красил волосы в синий цвет и делал львиную химическую завивку! Поди попробуй приучи воспитанных в свободомыслии к всеобщей массовой дисциплине на уроках!

Тут, знаете ли, в чем-то другом дело...

Знать не позволяла себе надевать одно и то же платье дважды (вспомните романы классиков). Кто исторически носил униформу? Обслуга!

Вот к этому статусу приучают наших детей, чтобы потом они даже не задумывались о том, почему им как одному приходится носить на работе белые рубашечки с зелеными платочками или галстучками.

Униформа - признак профессии. Это да. Но только когда это специальная или защитная одежда, как, например, у пожарных.

Зачем стюардессы носят синие костюмы, почему все врачи ходят в белых халатах, для чего военные - в фуражках и с лампасами? Чтобы их можно было выделить из толпы. Для удобства ОБСЛУЖИвания клиентов.

Какой индивидуализм? Какая индивидуальность? Какая личность?! Для государственной/ производственной/ экономической машины вы просто функция!

Поэтому компании, в которых раньше не предполагался корпоративный стиль одежды, сейчас начали активно его внедрять: заставляют носить сотрудников "белый верх - черный низ", жёлтые футболки, фиолетовые фартуки, а порой шьют за вычет из зарплаты одинаковую униформу для сотрудников. Чтобы показать им: вы - обслуживающий персонал, ваша миссия - ублажать клиента, который всегда прав! Униформизация покоряет общество так же, как цифровизация и оптимизация...

Что сказать... В тюрьмах тоже есть униформа...