Мы рассказывали, как вдохновение посетило художника на раскопках. На этот раз муза пришла к нему прямо в постель, во сне. Речь об истории ещё одной работы из цикла Михаила Канева «Реконструкция древнего Обдорска».
Князь потребовал от художника дань
Губернаторскую премию за успехи в создании, сохранении и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера Михаил Васильевич получил заслуженно. Многие годы эти ценности являются основной темой работ живописца. И даже ночью история родного края не даёт мастеру покоя.
Он явился мне во сне. Ожил в рисунке, говорит мне что-то, а я не слышу. Утром встал и понял, что нужно изобразить Тайшина.
Такой вот налог потребовал с художника князь. А Тайшин был в старину наместником российского государя и собирал здесь ясак. Право это утверждала царская грамота. Её Канев изобразил в руках у князя Ивана Тайшина.
Был вписан в композицию и ворон – символ мудрости.
По этому эскизу ижевский резчик Владимир Рыбаков из метровой в диаметре сосны создал памятник. И теперь сей монумент украшает природно-этнографический комплекс в посёлке Горнокнязевск близ Салехарда.
Не так давно на него покусились дятлы и выдолбили дупло в глазу деревянного князя. Местная общественность инициировала реставрацию монумента.
Медведь сожрёт обманщика и неверную жену
Но дух остяцкого (хантыйского) князя этим не удовлетворился. Через несколько лет он вновь посетил художника. И появилась ещё одна работа.
Здесь я показал суд князя Тайшина, который призывает того, кого судят, принести клятву на медвежьей шкуре.
В культурах северных народов медведь занимает важное место. Аборигены считают его хранителем традиций своего народа и блюстителем норм поведения.
Медвежья клятва считалась самой верной. В фольклоре ханты суд медведя над тем, кто её нарушил, - безжалостен и расплата неминуема. Если жену подозревали в неверности, муж давал ей шерсть, которую вырезал из шкуры зверя. Коли она принимала её, то, значит, невиновна. И считалось, что ту, кто сделала это, зная за собой грех, разорвёт медведь в лесу.
В доказательство своей честности клялись не только на шкуре, но и на черепе зверя. Призывая в свидетели неподкупного, всё видящего медведя, кусали его лапу. Верили, что если клянущийся солжёт, то хозяин тайги не даст ему и года прожить, - сожрёт.
В следующем видео художник Михаил Васильевич Канев рассказывает о своём произведении «Суд Князя Тайшина».
Это далеко не последняя картина в копилке творений увлечённого краеведа. Если интересна информация об этих работах, сообщайте в комментариях. Мы продолжим сии изыскания.
Ваша Екатерина Степонайтис
Оформление: Михаил Коробов