Найти тему
Полный абзац

Мариам Петросян: Тезисы с онлайн-встречи

На прошлой неделе была на онлайн-встрече с писательницей Мариам Петросян, автора книги «Дом, в котором...». Собрала её ответы в формате прямой речи специально для почитателей творчества Петросян и тех, кому интересна тема писательства.

Мариам Петросян, фото Фокус
Мариам Петросян, фото Фокус
  • Моя муза — это не воздушная нимфа, а вредная соседка, которая всегда заходит в неподходящий момент, чтобы попросить сахар или соль. Лучше всего писалось тогда, когда нужно было сделать что-то срочное или важное, куда-то собираться. Именно в эти моменты появлялась муза. Тогда я садилась и писала, фактически на коленке.
  • Образ Дома пришёл ко мне во время отдыха на озере Севан. Там было много родственников моего мужа, почти всё семейство. Поскольку мы с мужем тогда только поженились, то бабушка выделила нам отдельную комнату. Ну как комнату, это был склад. Там находились какие-то банки, склянки, старый хлам, а посредине стояла большая кровать. В этой же комнате был написан отрывок, когда Слепой шёл по коридору и попал в лес. Чтобы что-то написать, мне пришлось встать на колени перед кроватью, а спальное место использовать как стол.
  • Для создания Изнанки я ничего специально не придумывала. Лес был всегда. А остальные слои появились постепенно: от менее сказочного к более сказочному. Лес — это самый глубокий уровень Изнанки. Я представляла его в виде ядра, а остальные слои ведут к нему, как расходящиеся по воде круги.
  • Среди моих персонажей нет такого героя, который бы воплощал вселенское зло. Потому что так не бывает в жизни. Но тем не менее есть персонаж, который вызывал у меня антипатию. Это Чёрный. Но в процессе работы над книгой я преодолела негативное отношение к нему. Мне даже кажется, что мы подружились и полюбили друг друга к концу книги.
Мариам Петросян, фото RadioVan.fm
Мариам Петросян, фото RadioVan.fm
  • Я читала несколько работ по разбору моей книги. В них авторы искали глубокий смысл, отсылки к мифологии и религии, а также символизм в моих персонажах. Но я сама ничего подобного в них не вкладывала. Меня эти разборы сильно потрясли. Если бы не было упоминания моей книги и персонажей, то даже не подумала, что это про неё. Со многим я была несогласна, но не переставала восхищаться специфическим языком гуманитариев, когда ничего не понимаешь, но видишь, как круто написано.
  • Выход героев на Изнанку — это одновременно и смерть и не смерть. Этот момент я сама воспринимаю двояко.
  • Я не могу сказать, что я всё знаю про Дом. Для меня он такая же загадка, как и для читателей. Нет такого, что я показываю верхушку айсберга, но не показываю то, что скрывается под водой.
  • К фанфикам отношусь скорее положительно, чем отрицательно. Но я не читаю фанатские истории. У меня есть своё восприятие персонажей из «Дома». И другое восприятие может не понравиться не потому, что оно плохое, плохо написано или сделано, а потому, что оно не совпадает с моим видением персонажей. Но я видела много рисунков, сделанных после прочтения книги. Многое мне понравилось. Жаль, что так мало рисунков вошло в подарочное издание.
  • Когда персонаж книги уходит на Изнанку, в реальности он застывает. Такое произошло с Лордом. Когда он ушёл на Изнанку, то для окружающих прошло несколько часов, а для Лорда гораздо дольше. Но и окружающим было неприятно видеть Лорда в таком застывшем состоянии.
Одна из обложек книги "Дом, в котором...". Фото ЛитЛайф
Одна из обложек книги "Дом, в котором...". Фото ЛитЛайф
  • Табаки живёт в Доме и очень редко перемещается на Изнанку, потому что там он слишком стар.
  • Я больше перекраивала то, что уже было написано, нежели занималась писательством. С середины процесса написания книги меня вдохновляло расставлять всё по местам, переписывать старое и то, что не нравилось. После того как всё перебрала, то продолжала двигаться дальше именно в написании книги. Это интересный и вдохновляющий процесс, когда пишешь для себя и нет обязательств успеть к определённому сроку. В противном случае все эти переписывания могут стать большим стрессом.
  • Русалка — это существо с другой стороны, которое насильственно переместили в реальный мир. Её можно воспринимать как призрака. Для меня этот образ достаточно двоякий.
  • Табаки — это персонаж, который прошёл не один круг. Сколько именно — я не знаю. Но знаю, что в описываемом в книге круге он впервые встречает Сфинкса. Сопровождали Табаки другие персонажи на других кругах? Возможно.
  • Что случилось с Македонским? Если бы я знала, то описала это в книге. Тема с Македонским закрылась сама собой. Я боялась, что уже после публикации книги мне придёт в голову его дальнейшая судьба. Но этого не случилось.
Книга "Дом, в котором...". Фото Книжный маркет
Книга "Дом, в котором...". Фото Книжный маркет
  • Всё, что мы читаем, видим, слышим, является для нас источником вдохновения. Мне кажется, так у всех.
  • Вся моя книга состоит из писательских блоков. Если бы она писалась легко, то это не заняло столько лет.
  • Была глава, которая мне далась особенно тяжело. Я её много раз переписывала, и в итоге она не вошла в книгу. Дело в том, что когда так много переписываешь одно и то же, то уже не можешь понять, это хорошо, средне или отвратительно. Это был момент, когда Курильщик въезжает в Четвёртую и нужно было показать десять человек одновременно. Оказалось, что технически это невыполнимая для меня задача.
  • Для меня никогда не было важно, отчего умер Макс. Мне неважны диагнозы и детали. Мне всегда казалось, что он был более слабым и ущербным физически.

#мариам петросян #дом в котором #писательница #писательское мастерство #писательский блог #писательская кухня #вдохновения #как писать книги #как писать тексты #мистические рассказы