Этот фильм "отстой", а другой "супер"...
Мы все оцениваем кино в категориях нравится / не нравится, но объяснить что именно и почему нам нравится - задача не из простых. В серии статей мы расскажем как разбираться из чего вообще состоят фильмы, что именно в них стоит оценивать критически, как анализировать и зачем выбирать к просмотру. Эта статья посвящена мономифу, также известному как "путь героя".
У любой истории есть завязка и развязка, разделенные несколькими этапами пути. Любая история - это решение каких-то проблем и преодоление препятствий. В любой истории есть конфликт, который необходимо решить.
Различные авторы книг и курсов по сценарному мастерству предлагают собственные трактовки в понимании того по каким принципам устроена структура киноистории и какие элементы в нее включены. (Например, большой популярностью пользуются концепции Роберта Макки, Блейка Снайдера, Сида Филда и др.). Они все довольно похожи друг на друга, но самыми авторитетными и базовыми являются представления о мономифе Джозефа Кэмпбелла и архетипах Кристофера Воглера.
Об архетипичных персонажах мы писали в статье "Как понимать это кино? Разбираемся в архетипичных персонажах". В соответствии с этой концепцией во всех историях присутствуют типичные персонажи, такие как герой, тень, союзник, наставник, вестник и прочие.
Еще в 1949 году Джозеф Кэмпбелл на основе научных исследований религии и мифов народов мира сформулировал концепцию "пути героя". В соответствии с ней все герои проходят три этапа в своем путешествии: получает призыв к действию и покидает обычный для него мир, затем проходит некое испытание, способствующее его перерождению, и наконец уже будучи новым человеком, герой возвращается в свой обычный мир. Эта концепция описана в книге "Тысячеликий герой".
Эту структуру мономифа доработал Кристофер Воглер. И на данный момент предложенные им стадии в пути героя признаются наиболее универсальными. Путь героя состоит из 12 шагов:
1. Обыденный мир. Зритель знакомится с ежедневной рутиной главного героя. Узнает характер персонажа, его окружение, его цели и прочую базовую информацию.
2. Зов к странствиям. В жизни героя появляется некая проблема. Появляется задача, которую необходимо решить.
3. Отвержение зова. Герой отказывается решать появившуюся проблему, сомнения и страхи одолевают его.
4. Встреча с наставником. Герой встречает человека, который мотивирует его на решение проблемы. Он принимает решение, что не будет избегать возникшего конфликта.
5. Преодоление первого порога. Главный герой предпринимает первый шаг в своем пути. Сталкивается с первыми препятствиями и часто на этом этапе терпит поражение.
6. Испытания, союзники, враги. Перед героем разворачивается полноценный путь, который он должен пройти. Приходит понимание, какие испытания он должен пройти чтобы достичь цели. На его пути появляются союзники, которые будут помогать решить проблему и обрисовывается круг врагов, которые будут мешать.
7. Приближение к сокрытой пещере. Герой достигает в мире испытаний места, которое оказывается вторым опасным испытанием. Он должен его преодолеть, найти в себе потаенные силы и направиться в место решающей битвы.
8. Главное испытание. Герой сталкивается с главной проблемой лицом к лицу. Чтобы ее решить он совершает несвойственные для себя действия и метафорически умирает.
9. Награда. Справившись с проблемой, герой получает желаемое.
10. Обратный путь. Герой покидает мир испытаний и отправляется в обыденный мир. На этом этапе его все еще преследуют злые силы.
11. Возрождение. Наконец происходит кульминация истории. Герой преодолевает еще одно испытание и перерождается. Он перестает быть старым героем с наградой, он превращается в нового человека.
12. Возвращение с эликсиром. Преображенный герой возвращается в место, из которого отбыл. Приобретенное им решение проблемы улучшает не только его жизнь, но и окружающую реальность.
Давайте рассмотрим как эти стадии выглядят на примере фильма "Интерстеллар" 2014 г.:
Обыденный мир: Мы знакомимся с миром Купера, его семьей, окружающей средой. Зов к странствиям, Отвержение зова: Купер вместе Мерф попадают в секретную базу НАСА и узнает задачу, которую ему предстоит решить. Купер сомневается, стоит ли ему возглавить Endurance. Амелия Бренд и ее отец выполняют роль наставника и мотивируют его к принятию решения. Преодоление первого порога: Посадка на первой планете, крупная неудача и потеря 23 лет жизни. Испытания, союзники, враги и приближение к сокрытой пещере: Вернувшись на Endurance команда сталкивается с новыми проблемами и вырабатывает новый план. Команда отправляется на планету Манна и сталкивается с крупным испытанием "сокрытой пещеры". Главное испытание, награда: Купер попадает в гиперкуб и находит решение задачи, которая стояла перед ним изначально. Обратный путь, возрождение, возвращение с эликсиром: Купер возвращается к людям, видит усовершенствованный цветущий мир будущего, однако возрождается лишь после беседы с Мерф и отправляется в свой обычный мир в поисках Амелии Бренд.
Подробнее о пути героя можно прочитать в книгах Джозефа Кэмпбелла "Тысячеликий герой" и Кристофера Воглера "Путешествие писателя: Мифологические структуры в литературе и кино".
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )