Найти тему
Black Maria Кино 🎬

Как понимать это кино? Разбираемся что такое "путь героя" и из каких стадий он состоит

Этот фильм "отстой", а другой "супер"...

Мы все оцениваем кино в категориях нравится / не нравится, но объяснить что именно и почему нам нравится - задача не из простых. В серии статей мы расскажем как разбираться из чего вообще состоят фильмы, что именно в них стоит оценивать критически, как анализировать и зачем выбирать к просмотру. Эта статья посвящена мономифу, также известному как "путь героя".

История Энди Дюфрейна - яркий пример героя, прошедшего испытания и переродившегося к финалу истории. - Кадр из фильма "Побег из Шоушенка", 1994 г.
История Энди Дюфрейна - яркий пример героя, прошедшего испытания и переродившегося к финалу истории. - Кадр из фильма "Побег из Шоушенка", 1994 г.

У любой истории есть завязка и развязка, разделенные несколькими этапами пути. Любая история - это решение каких-то проблем и преодоление препятствий. В любой истории есть конфликт, который необходимо решить.

Различные авторы книг и курсов по сценарному мастерству предлагают собственные трактовки в понимании того по каким принципам устроена структура киноистории и какие элементы в нее включены. (Например, большой популярностью пользуются концепции Роберта Макки, Блейка Снайдера, Сида Филда и др.). Они все довольно похожи друг на друга, но самыми авторитетными и базовыми являются представления о мономифе Джозефа Кэмпбелла и архетипах Кристофера Воглера.

Роберт Макки обращает внимание на фильм "Касабланка", отмечая, что это идеальный пример фильма, в котором каждая сцена имеет завязку, поворотный пункт, эмоциональные изменения, сложный выбор и развязку. Концовка фильма представляет собой кульминацию и развязку не только главной сюжетной линии, но и всех второстепенных линий. - Кадр из фильма "Касабланка", 1942 г.
Роберт Макки обращает внимание на фильм "Касабланка", отмечая, что это идеальный пример фильма, в котором каждая сцена имеет завязку, поворотный пункт, эмоциональные изменения, сложный выбор и развязку. Концовка фильма представляет собой кульминацию и развязку не только главной сюжетной линии, но и всех второстепенных линий. - Кадр из фильма "Касабланка", 1942 г.

Об архетипичных персонажах мы писали в статье "Как понимать это кино? Разбираемся в архетипичных персонажах". В соответствии с этой концепцией во всех историях присутствуют типичные персонажи, такие как герой, тень, союзник, наставник, вестник и прочие.

Книга Джозефа Кэмпбелла "Тысячеликий герой". Издательство Питер СПб.
Книга Джозефа Кэмпбелла "Тысячеликий герой". Издательство Питер СПб.

Еще в 1949 году Джозеф Кэмпбелл на основе научных исследований религии и мифов народов мира сформулировал концепцию "пути героя". В соответствии с ней все герои проходят три этапа в своем путешествии: получает призыв к действию и покидает обычный для него мир, затем проходит некое испытание, способствующее его перерождению, и наконец уже будучи новым человеком, герой возвращается в свой обычный мир. Эта концепция описана в книге "Тысячеликий герой".

Приключения Марти Макфлая в мире прошлого имеют четко определенную задачу,  ряд испытаний, награду, перерождение героя и возвращение. - Кадр из фильма "Назад в будущее", 1985 г.
Приключения Марти Макфлая в мире прошлого имеют четко определенную задачу, ряд испытаний, награду, перерождение героя и возвращение. - Кадр из фильма "Назад в будущее", 1985 г.

Эту структуру мономифа доработал Кристофер Воглер. И на данный момент предложенные им стадии в пути героя признаются наиболее универсальными. Путь героя состоит из 12 шагов:

Источник фото: forum.arhum.ru
Источник фото: forum.arhum.ru

1. Обыденный мир. Зритель знакомится с ежедневной рутиной главного героя. Узнает характер персонажа, его окружение, его цели и прочую базовую информацию.

2. Зов к странствиям. В жизни героя появляется некая проблема. Появляется задача, которую необходимо решить.

3. Отвержение зова. Герой отказывается решать появившуюся проблему, сомнения и страхи одолевают его.

4. Встреча с наставником. Герой встречает человека, который мотивирует его на решение проблемы. Он принимает решение, что не будет избегать возникшего конфликта.

5. Преодоление первого порога. Главный герой предпринимает первый шаг в своем пути. Сталкивается с первыми препятствиями и часто на этом этапе терпит поражение.

6. Испытания, союзники, враги. Перед героем разворачивается полноценный путь, который он должен пройти. Приходит понимание, какие испытания он должен пройти чтобы достичь цели. На его пути появляются союзники, которые будут помогать решить проблему и обрисовывается круг врагов, которые будут мешать.

7. Приближение к сокрытой пещере. Герой достигает в мире испытаний места, которое оказывается вторым опасным испытанием. Он должен его преодолеть, найти в себе потаенные силы и направиться в место решающей битвы.

8. Главное испытание. Герой сталкивается с главной проблемой лицом к лицу. Чтобы ее решить он совершает несвойственные для себя действия и метафорически умирает.

9. Награда. Справившись с проблемой, герой получает желаемое.

10. Обратный путь. Герой покидает мир испытаний и отправляется в обыденный мир. На этом этапе его все еще преследуют злые силы.

11. Возрождение. Наконец происходит кульминация истории. Герой преодолевает еще одно испытание и перерождается. Он перестает быть старым героем с наградой, он превращается в нового человека.

12. Возвращение с эликсиром. Преображенный герой возвращается в место, из которого отбыл. Приобретенное им решение проблемы улучшает не только его жизнь, но и окружающую реальность.

События на планете Манна в "Интерстеллар" - яркий пример героя на ступени "приближение к сокрытой пещере". Обычно чем ближе концовка фильма, тем стремительнее развиваются события. Тогда как первые сцены с зарисовками из "обыденного мира" могут быть растянутыми во времени. - Кадр из фильма "Интерстеллар", 2014 г.
События на планете Манна в "Интерстеллар" - яркий пример героя на ступени "приближение к сокрытой пещере". Обычно чем ближе концовка фильма, тем стремительнее развиваются события. Тогда как первые сцены с зарисовками из "обыденного мира" могут быть растянутыми во времени. - Кадр из фильма "Интерстеллар", 2014 г.

Давайте рассмотрим как эти стадии выглядят на примере фильма "Интерстеллар" 2014 г.:

Обыденный мир: Мы знакомимся с миром Купера, его семьей, окружающей средой. Зов к странствиям, Отвержение зова: Купер вместе Мерф попадают в секретную базу НАСА и узнает задачу, которую ему предстоит решить. Купер сомневается, стоит ли ему возглавить Endurance. Амелия Бренд и ее отец выполняют роль наставника и мотивируют его к принятию решения. Преодоление первого порога: Посадка на первой планете, крупная неудача и потеря 23 лет жизни. Испытания, союзники, враги и приближение к сокрытой пещере: Вернувшись на Endurance команда сталкивается с новыми проблемами и вырабатывает новый план. Команда отправляется на планету Манна и сталкивается с крупным испытанием "сокрытой пещеры". Главное испытание, награда: Купер попадает в гиперкуб и находит решение задачи, которая стояла перед ним изначально. Обратный путь, возрождение, возвращение с эликсиром: Купер возвращается к людям, видит усовершенствованный цветущий мир будущего, однако возрождается лишь после беседы с Мерф и отправляется в свой обычный мир в поисках Амелии Бренд.

Книга Кристофера Воглера "Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино". Издательство Альпина Паблишер.
Книга Кристофера Воглера "Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино". Издательство Альпина Паблишер.

Подробнее о пути героя можно прочитать в книгах Джозефа Кэмпбелла "Тысячеликий герой" и Кристофера Воглера "Путешествие писателя: Мифологические структуры в литературе и кино".

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )