Найти в Дзене

Тульчинский про Образ будущего

В преддверье выборов, в попытке понять идеологию партий вспомнилась статья Тульчинского в Вопросах философии 2018 г. Кажется снова победит ЕР, потому что ее противники так и не смогли придумать своего образа будущего. У всех партий есть программы и лозунги, отталкивающиеся от насущных проблем, но нет образа будущего, к которому хотелось бы прийти - нет идеологии. В статье "Чему еще научит российская революция: фактор П.Я. Чаадаева и политическая воля" Тульчинский предлагает свое видение процесса модернизации российского общества и объясняет, почему революцию в начале 20 века затевали либералы, а победили социалисты. По мнению Тульчинского, революция конца 19 века еще не завершена. Он видит здесь затянувшуюся историю буржуазной революции, т.е. прихода к власти горожан. Формирование наций и национальных государств так же связано с буржуазными революциями — в города собирались люди разных этносов, которые объединялись в нации. Строй после 1917 года, по Тульчинскому, это срыв в архаику,

В преддверье выборов, в попытке понять идеологию партий вспомнилась статья Тульчинского в Вопросах философии 2018 г.

Кажется снова победит ЕР, потому что ее противники так и не смогли придумать своего образа будущего. У всех партий есть программы и лозунги, отталкивающиеся от насущных проблем, но нет образа будущего, к которому хотелось бы прийти - нет идеологии.

В статье "Чему еще научит российская революция: фактор П.Я. Чаадаева и политическая воля" Тульчинский предлагает свое видение процесса модернизации российского общества и объясняет, почему революцию в начале 20 века затевали либералы, а победили социалисты.

По мнению Тульчинского, революция конца 19 века еще не завершена. Он видит здесь затянувшуюся историю буржуазной революции, т.е. прихода к власти горожан. Формирование наций и национальных государств так же связано с буржуазными революциями — в города собирались люди разных этносов, которые объединялись в нации.

Строй после 1917 года, по Тульчинскому, это срыв в архаику, государственный феодализм — такой экзотический русский способ входа в модерн: в революцию выкосили весь средний строй, в период НЭП появился новый средний слой — и его выкосили, потом вложились в образование, появились многие социальные лифты, появлялись новые жители городов, но и их регулярно прорежали. Весь 20 века в исторических спазмах общества — в борьбе модернизации и архаики.

Война, освоение космоса, оттепель —> рост национального самосознания, увеличение городского населения, интеллигенции. Перестройка — романтическая идея развалила СССР. Поколение людей, желавших приватизировать власть; национальные элиты республик захотели стать хозяевами осколков  — новый виток буржуазной модернизации.

Буржуазный национализм — потребность гордиться страной, не понят либералами. Национальность у нас не равно этничности, тут тоже наша экзотичность по мнению Тульчинского.

И все еще буржуазная революция в России не завершена.

Парадокс Чадаева - его сбывшееся предсказание: в России победит социализм не потому что он силен, а в силу несостоятельности его противников.

Сейчас аналогичная ситуация. У народа есть негативный опыт крепостничества, социализма и пробуксовывающего либерализма. Народ не хочет как есть. Но нет образа желаемого будущего. И в этой ситуации победит тот, чьи противники окажутся менее состоятельными.

Вспоминает Талеба с его политической волей и «черными лебедями». Политическая воля должна включать эмоциональные переживания отрицания настоящего и вожделенного будущего. Последнего никакая партия  в России не предлагает.

Общество потребления утрачивает образ будущего, боится будущего, т.к. может потерять настоящее, что имеет. Теряет иммунитет.

Вот Тульчинский предсказывает, что достаточно 10% нетолерантных с длинной политической волей, чтобы бороться за свою картину будущего и победить. Это меньшинство навяжет свое будущее пассивному большинству. Меньшинство наполняется из маргиналов — недоучившихся студентов, людей лишившихся собственности, обделенных при предыдущем переделе, у кого нет перспектив при существующем порядке (это мы кстати видели у ТитаЛивия и в дневниках Бунина). Бескомпромиссность, нетоллерантность победит, потому что ее противники несостоятельны — слабы.

И что мы видим перед выборами 2021? Как и в начале 20 века, либералы раскачивают лодку и может даже смогут перевернуть. Но пока не предложено такой картины будущего, которая была бы желанна хотя бы для 10% нетоллерантных - не понятно, кто власть поднимет после переворота. Либералы так и не смогли предложить внятного образа будущего.

_____________________________

Если смотреть на проблему с точки зрения философии удобрения — не будет никакой обще картины будущего, ведь мы живем в период ускользающих смыслов бытия. Будет возня этнокультурного материала, попытка отдельных атомов объединиться в небольшие группы, чтобы урвать побольше.