Найти тему
Лекторий СПВ

Как в СССР боролись с кухонным рабством, и почему ничего не вышло

В первые десятилетия советской власти большевики пытались реализовать идею «Долой кухонное рабство!».

Домашний очаг и семейную трапезу они считали буржуазными пережитками, отвлекающими женщину от участия в производстве и общественной деятельности.

Уже в период «военного коммунизма» в Советской России открылось множество общественных столовых. Правда, они не были изобретением большевиков. Такие заведения появились еще в царской России.

Большевики со свойственным им радикализмом превзошли всех. В условиях нехватки элементарных продуктов привязать к учреждениям «коммунального котла» практически все население оказалось несложно. Именно тогда возникли все «прелести» советского общепита: скудный ассортимент, несоблюдение гигиены, низкое качество пищи.

Советский плакат «Долой кухонное рабство! Даешь новый быт!». Художник Г. Шегаль. Фоторепродукция из открытых источников.
Советский плакат «Долой кухонное рабство! Даешь новый быт!». Художник Г. Шегаль. Фоторепродукция из открытых источников.

В период форсированной индустриализации и насильственной коллективизации в крупнейших городах были построены гигантские фабрики-кухни. Они в массовом порядке поставляли готовые блюда в рабочие столовые и полуфабрикаты в магазины. Тогда всерьез заговорили «о ликвидации домохозяйки как класса»: женщина  нужна была в цехах, на стройках и в поле...

Впрочем, и фабрики не сделали пищу вкуснее. Об этом свидетельствует посуда начала 1930-х годов с примечательными лозунгами «общественное питание под огонь рабочей самокритики». Да и партийное руководство предпочитало питаться не в столовых, а у домашних поваров-кулинаров. Но лишь после провала утопических прожектов курс на принудительное общественное питание был снят.

Надежда Румянцева в роли Тоси Кислициной. Кадр из фильма «Девчата».
Надежда Румянцева в роли Тоси Кислициной. Кадр из фильма «Девчата».

Своего рода реабилитацией домашнего очага стал выпуск книги «О вкусной и здоровой пище» (ее первое издание появилось в 1939 году), ставшей мечтой нескольких поколений хозяек. Правда, говорили, что книга рекомендует недоступные продукты и нереализуемые кулинарные рецепты. Однако важнее другое: женщину на кухне перестали воспринимать как препятствие на пути к коммунизму, а приготовленную дома еду – как предательство дела равноправия.

По материалам рубрики «Наследие» автора Александра Смирнова.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.